Старожилы. Минарет Хызыра в Сайрам / История Казахстана / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него.












История Казахстана



Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.

Блог ehistory
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Старожилы. Минарет Хызыра в Сайрам

Единственный уцелевший минарет в древнем Сайраме носит имя пророка Хызыра Пайгамбара, который упоминается в Коране как безымянный спутник Мусы (Моисея).

Минарет Хызыра находится в одном из древнейших городов Южного Казахстана Сайраме в 10 километрах от Шымкента и датируется ІХ-ХII вв. В эпоху раннего средневековья на месте Сайрама находился город Испиджаб — центр одноименного округа, входившего в состав Мавераннахра.

Памятник древней архитектуры минарет Хызыра сложен из обожженного кирпича. После завершения строительства высота минарета составляла 10,5 метров, однако под воздействием негативных природных явлений сооружение сильно разрушено.



Внешний вид башни. Фотография 1930 года

Мечеть Хызыра Пайгамбара была одной из почитаемых святынь Сайрама и представляла собой небольшой компактный историко-культурный комплекс. От него к 1920 годам сохранилось лишь подземное помещение и полуразрушенный минарет. Несмотря на то, что мечеть Хызыра сильно разрушена, установлено, что она состояла из большого прямоугольного двора с входом с восточной стороны. В настоящее время это одна из центральных частей города, являющегося религиозным центром и местом паломничества. Город обжит, поэтому с востока к территории с уцелевшим минаретом примыкает жилая застройка, а с севера и запада — школа.

До наших дней сохранилось почти 5 метров древнего минарета, диаметр основания которого составляет 2,5 метра. Верхняя часть башни выложена узорной кирпичной кладкой и имеет проемы в стенах. Ведущая наверх минарета лестница укреплена деревянными подпорками и кирпичами.



Вход в минарет

Святой Хызыр был одним из пророков ислама. В 1866 году в подземном помещении мечети побывал А. К. Гейнс. В своем дневнике он написал: «Здесь спасался в созерции величия Аллаха Хазыр, не выходя на свет Божий шестьесят лет, а потом, прожив еще очень многие годы, взят живой на небо». У всех тюркских народов существуют поверья, связанные с культом Хызыра.

Некоторые народы считали его покровителем путешествующих по морю, также святым, оберегающим от огня, воровства, укусов змей. У турков есть даже праздник Хыдыреллез, который по сей день отмечают в начале мая, в день встречи пророков Хызыра и Ильяса.

По поверью Хызыр и Ильяс братья, договорившиеся вернуть на землю Весну. Они встречаются всего лишь раз в году — шестого мая по григорианскому календарю. От соединения их имен и произошло турецкое название Дня Весны — Хыдыреллез. Эта встреча происходит на берегу моря. Пророк Мухамед повелел Хызыру оберегать мусульман на земле, а Ильясу — на море. Иногда Хызыр в турецком фольклоре выступает защитником мусульман как на земле, так и на море. Он воспринимается еще как символ весны и обновления.

Согласно мифологии тюркских народов, это пророк, испивший живую воду и получивший бессмертие до конца света. Хызыр в обличии путника или нищего может встретиться в пути, он приходит на помощь нуждающимся, творит чудеса и наказывает людей, имеющих пороки и совершающих плохие поступки. Поэтому его имя часто упоминается в напутствии тем, кто собирается в дорогу: «Қыдыр менен Ілияс олар да болсын жолдасың" («Кыдыр и Ильяс пусть и они будут твоими спутниками») или «Қызыр, Ілияс жар болып, Қыдыр ата қолдасын» (Кызыр, Илияс пусть тебя сопровождают, пусть поддержит Кыдыр ата).



Верхняя часть башни

В текстах эпосов наряду с именем Хызыр встречается также Кыдыр, Кызыр, Ильяс. Хотя все это разные личности, зачастую их имена отождествляются и воплощаются в едином образе. У казахов существует поверье, что случайно встретившегося в дороге старика ни в коем случае нельзя обижать, это может быть сам Хызыр, принявший обличие путника или нищего. Если таковой заглянет в ваш дом и попросит поесть, обязательно надо его накормить и обогреть. Тогда в доме всегда будет изобилие. А если обидеть этого человека, то обязательно последует наказание.

Имя Кызыр чаще всего встречается в героических эпосах, в которых батыры обращаются к нему за поддержкой. И он приходит на помощь в самую трудную минуту. В представлении казахского народа Кызыр дарит удачу и счастье и имеет облик доброго сердечного старика. Считается, что среди людей, которые встречаются ежедневно на нашем пути, однажды может появиться Кызыр. Для того, чтобы однажды быть одаренным Кызыр ата, нужно оказывать гостеприимство любому человеку, несмотря на его социальный статус, богатство, облик и одежду. Не зря в народе говорят: «Қырықтың бірі — Қыдыр» («Одним из сорока будет Кыдыр»).



Так выглядит минарет Хызыра сегодня

В книге «История Сайрама» сказано: «На запад от мазара ишана (Мирали-баба) стоит мавзолейБибигияс-аны. Это любимая мать Хазрета Хызра…». На восток от Сайрама, у дороги, ведущей к аулу Карамурт, возвышается мавзолей Салык Ходжи, отца Хызыра. По народному поверью, каждую пятницу в сумерки святой Хызыр посещает мазары своих родителей Бибигияс-аны и Салык Ходжи, чтобы поклониться их праху.

Нередко возле минарета сегодня можно встретить одинокого путника или группу путешествующих паломников. Они приходят в это святое место, чтобы поклониться Хызыру и, конечно же, попросить благословения и счастья.


Теги: Шымкент, минарет, Хызыр, Сайрам