Каменные изваяния – величественные памятники в степи / История Казахстана / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него.












История Казахстана



Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.

Блог ehistory
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Каменные изваяния – величественные памятники в степи


О богатой истории и неповторимой культуре нашей страны писали ученые со всего мира в древности, средние века и новое время... Чем сегодня интересуются зарубежные исследователи Казахстана?

Любовь Ермоленко, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии Кемеровского государственного университета (г. Кемерово, РФ), более 35 лет изучает каменные изваяния в Центральном Казахстане. Сегодня Любовь Николаевна рассказала нашему порталу, в чем значение этих памятников древности и как сохранить их для наших потомков.

Любовь Николаевна, Вы изучаете каменные изваяния Центрального Казахстана. Почему Вас привлекла эта область археологии?

Изваяния, на мой взгляд, одна из самых интереснейших исследовательских тем. Археолог, как правило, исследует материальные остатки жизни древних обществ, в особенности мир вещей, созданных человеком. Изваяния, изображающие людей — не только изделия древних камнетесов. Изучая их, кажется, смотришь в зеркало истории, в котором отразились лица людей минувших эпох, причем через призму видения ими самих себя. Что представлялось им существенным в человеке? Почему подчеркивались некоторые детали человеческого образа (например, большие глаза, сведенные на переносице брови)? Почему изображались одни и те же позы (положения рук), предметы (например, сосуд)? Искусство каждой эпохи «говорит» своим особым языком. Приблизиться к его пониманию — сложная и увлекательнейшая задача. Кроме того, изваяния не могут изучаться в отрыве от сооружений, при которых они устанавливались, от ландшафтных особенностей и т. д. Процесс исследования изваяний многогранен.

Подобные каменные статуи находят и в других странах. В чем особенность казахстанских балбалов?

Позвольте начать со второй части вопроса. Почему-то в средствах массовой информации словом «балбал» обозначают каменное изваяние. Это неверно. Балбалами называются небольшие каменные столбики, которые устанавливались в ряд перед изваянием. По сведениям древнетюркских рунических надписей, балбалы обозначали убитых героем врагов. Так, в надписи в честь умершего правителя восточных тюрков — Бильге-кагана говорится о врагах: «их витязей убив, я приготовил (себе) балбалов». Древнетюркские изваяния, изображающие воинов, считаются изображениями умерших (павших в битве?) героев.

Теперь отвечу на первую часть вопроса. На территории Казахстана найдены каменные изваяния разных эпох, начиная с эпохи поздней бронзы (рубеж 2-го и 1-го тысячелетий до нашей эры) до развитого средневековья (по крайней мере, вплоть до монгольского нашествия в 13 веке нашей эры).

Некоторые изваяния раннего железного века (1-е тысячелетие до нашей эры), точнее сакской эпохи, на территории Центрального Казахстана имеют определенное сходство со скульптурой скифов, живших в степях Причерноморья и Северного Кавказа.

На территории Мангыстау и Устюрта обнаружены святилища с оригинальными изваяниями второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры. Эти памятники считаются наследием сарматских племен.

Изваяния второй половины 1-го тысячелетия нашей эры являются памятниками тюрков — могущественного кочевого народа, создавшего в степях Азии державу (каганат), распавшуюся на Восточнотюркский и Западнотюркский каганаты. Изваяния на территории Казахстана оставлены западными тюрками и несколько отличаются от изваяний, выявленных на территориях Монголии, Тувы и Алтая.

Изваяния начала 2-го тысячелетия нашей эры на территории Казахстана выделяются учеными в группу памятников кыпчакской эпохи. На территориях к востоку от Казахстана подобные памятники почти не встречаются. А вот западнее — в Северном Приазовье — обнаружено несколько десятков аналогичных изваяний. Их создателями были откочевавшие в 11 веке группы кыпчаков, впоследствии известных под именем половцев или команов.

Чем отличаются древнетюркские и кыпчакские изваяния?

Если говорить в общем, то они различаются содержанием образа и способом установки.

Древнетюркские изваяния обычно изображают мужчин, нередко с сосудом (кубком или чашей) в правой руке и клинковым оружием на поясе, но есть также изваяния, на которых показана только человеческая голова. На лицах многих древнетюркских изваяний, изображающих доблестных героев запечатлена гримаса гнева — выпученные глаза, сведенные на переносице брови. Воинская ярость была важным боевым качеством в те эпохи, когда еще не было огнестрельного оружия.

Древнетюркское изваяние ставилось с восточной стороны четырехугольного каменного сооружения, именуемого оградкой. От изваяния на восток мог отходить ряд каменных столбиков-балбалов.


Древнетюркское изваяние, установленное возле оградки лицом на восток. Найдено близ аула Сона в Актогайском р-не Карагандинской обл.



Вид на изваяние с обратной стороны. От изваяния в восточном направлении отходит ряд балбалов



Рисунок изваяния, найденного близ аула Сона

Изваяния кыпчакской эпохи изображали людей с сосудом в обеих руках, по мнению многих ученых — предков. Если на древнетюркских изваяниях сосуд находился на уровне груди, то на кыпчакских — возле живота. Оружие на кыпчакских изваяниях никогда не изображалось, как и выражение гнева на лицах, зато иногда подчеркивались признаки женского, реже — мужского пола. Часть кыпчакских изваяний изображала голову человека.

Кыпчакские изваяния ставились с восточной стороны или в центре сооружения, внешне напоминающего курган. Такие сооружения принято называть кыпчакскими святилищами. В святилище могло быть установлено от одного до пяти изваяний.



Кыпчакское святилище в местности Жайнакбай. Актогайский р-н Карагандинской обл.



Кыпчакское изваяние в урочище Жанатурмыс. Шетский р-н Карагандинской обл.

Как Вы считаете, для чего создавались подобные памятники? Какую информацию хотели передать своим потомкам их создатели?


И древнетюркские, и кыпчакские изваяния считаются памятниками мемориальными, т. е. сооружавшимися в память об умерших. Древние тюрки, например, считали камень вечным, что засвидетельствовано руническими надписями. Следовательно, изготовление каменных изваяний имело целью увековечить память о героях, предках. Примечательно, что в отличие от открыто стоящих древнетюркских, некоторые кыпчакские изваяния были скрыты под насыпями курганообразных святилищ. Ритуал сокрытия изваяний в такой рукотворной «горе» мог быть связан с известным по письменным источникам мифом о чудесном рождении предка внутри горы, с верой в то, что умерший человек, подобно предку, должен был возродиться из небытия.

Часто в СМИ поступает информация о фактах кражи или намеренного уничтожения каменных изваяний. Но совершенно очевидно, что статуи подвергаются и воздействию неблагоприятных природных условий. Какие действия предпринимают археологи для их сохранения?


К сожалению, каменные изваяния уязвимы. Их разрушают люди по неведению (приняв за каменные блоки, используют в кладках стен хозяйственных построек и т. д.) или злому умыслу, их не щадят время и природные стихии (гранит выветривается, крошится, отслаивается). Проблема сохранения этих уникальных памятников насущна. Свозить их в музеи? Но стоящие в музейных экспозициях или возле музейных зданий изваяния, изъятые из древних сооружений, с которыми образуют одно целое, вырванные из исторического ландшафта, кажется, теряют свое неповторимое своеобразие. В Степи они выглядят величественными, не избывшими своего изначального предназначения. Первостепенная задача археологов — обнаружение и тщательное изучение изваяний, без чего невозможно налаживание их учёта и охраны. Другая не менее важная задача — популяризация научных знаний. Понимание людьми культурной и исторической ценности изваяний способствует более внимательному и бережному отношению к этим памятникам.

Уже около 20 лет совместно с Жолдасбеком Курманкуловым Вы участвуете в работе экспедиции в Центральном Казахстане. Не могу не спросить о самом знаменательном для Вас моменте раскопок.

Совместно с Жолдасбеком Курманкуловичем Курманкуловым — главным научным сотрудником Института археологии им. А. Х. Маргулана — мы изучаем изваяния Сарыарки уже свыше 35 лет как в ходе археологических разведок, так и раскопок.



Ж. Курманкулов и Л. Ермоленко при исследовании изваяния (2009 г.). Долина Акши. Актогайский р-н Карагандинской обл.



Участники раскопок сооружения с изваянием сакской эпохи в урочище Айбас-Дарасы Улутауского р-на Карагандинской обл. (2013 г.). На снимке: изваяние общими усилиями участников экспедиции вытащено на поверхность из глубокой ямы, чтобы исследовать на дне её погребение.



Л. Ермоленко на раскопках оградки с изваянием в урочище Коргантас (2011 г.). Улутауский р-н Карагандинской обл.

Что касается памятных событий, то одним из них было обнаружение раскрашенного каменного изваяния в кыпчакском святилище на реке Жинишке в Актогайском р-не (1990 год). До раскопок над поверхностью курганообразного святилища выступали верхние части пяти изваяний.



Кыпчакское святилище на р. Жинишке до раскопок (1990 г.)

Когда изваяния были только выкопаны из хранившей влагу земли, на одном из них Жолдасбеку Курманкуловичу удалось рассмотреть раскраску — нарисованный желтой, красной и черной красками «передник».



Раскрашенное изваяние из святилища на р. Жинишке. Актогайский р-н Карагандинской обл.

На жарком солнце камень быстро высыхал и рисунок на глазах исчезал. Бросились его фотографировать, но тут случилось странное: все фотоаппараты, тогда еще плёночные, отказались работать. С ними пришлось изрядно повозиться, и чтобы сфотографировать и зарисовать изображение пришлось смачивать поверхность изваяния водой. Открытие раскрашенного изваянии было очень важным. Оно показало, что первоначально изваяния выглядели иначе, чем теперь и не были «бесцветными». Судя по всему, в прошлом их могли не только раскрашивать, но и одевать в натуральную одежду.

http://e-history.kz