Редкая профессия – музейный реставратор / История Казахстана / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется.












История Казахстана



Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.

Блог ehistory
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Редкая профессия – музейный реставратор


Мы расскажем об одной из самых интересных и сложных профессий в музейном деле.

В этом году в музейном мире нашей страны произошло по-настоящему историческое событие – открылся Национальный музей Республики Казахстан в городе Астана.
Новый музей отвечает всем мировым стандартам и в буквальном смысле поражает воображение. Впечатление и чувство гордости от увиденных феноменальных экспонатов подогревает оформление экспозиций, которые выстроены по последнему слову техники. Мультимедийные гиды, голограммы, светодиодная LED-техника, медиа-пол (под которым воссозданы настоящие археологические раскопки) и многое другое — все это восхищает и превращает посещение музея в фантастическое путешествие по времени. Если после похода в новый музей вы не захотите быть археологом или историком, то уж точно начнете больше интересоваться прошлым нашей страны.



Казалось бы, шагнув так далеко вперед, музей должен напрочь забыть существовавшие ранее способы реставрации и сохранения экспонатов. Однако как бы ни были развиты технологии, ничто не может заменить рук человека. Особенно, когда человек, обладая талантом и горячим сердцем, может в прямом смысле этого слова вернуть жизнь вещи, сколько бы столетий она ни насчитывала.

При Национальном музее функционирует Центр консервации и реставрации, быстро ставший кузницей по взаимодействию и обмену опытом со всеми реставрационными мастерскими Казахстана. Здесь работают реставраторы ткани и коврово-войлочных изделий, книг, бумаги, живописи, предметов из дерева, кожи, кости. Познакомившись со многими из них лично, мы убедились, что реставратор — это одна из необычайно сложных, ответственных и интересных профессий.

Время не щадит ни человека, ни предметы, созданные его руками. Именно профессия реставратора призвана остановить губительное влияние времени, уберечь памятники истории и культуры от разрушения и сохранить их для будущих поколений.

Восстанавливать первозданный вид вещей люди научились еще в средние века. Однако сейчас на плечи «музейных докторов» ложится еще и сохранение предметов старины от разрушения, иными словами, сегодня слова реставрация и консервация не отделимы.

Заходя в небольшую комнату, отведенную под реставрационную мастерскую тканей и коврово-войлочных изделий, мы и не догадывались, что встретимся с Турсункуль Жайлаубаевой, которая более 30 лет имеет дело с одеждой легендарных личностей в истории Казахстана.
Участие во второй реставрации «Золотого человека», восстановление убранства «Сакского вождя», «Пазырыкской девы», чапанов Аблайхана и Казыбек бия, множества скифских тканевых и кожаных изделий — все это дело рук Турсункуль апы.



Реставраторы Турсункуль и Назым Жайлаубаевы



Чапан Абылайхана


Восстановленный чапан Абылайхана
Окончив школу, Турсункуль Жайлаубаева приехала поступать в тогдашнюю столицу из Алматинской области. Ничто не предвещало того, что она навсегда свяжет свою жизнь с работой музейного реставратора. Девушка выбрала университет и поступила на биологический факультет. Однако вскоре, как будет рассказывать еще одна наша героиня, она услышала «веление сердца». В свободное от учебы время, Турсункуль очень быстро и мастерски освоила шитье и поняла: она хочет работать в музее. «Она пришла в музей и сказала, что хочет заниматься реставрацией (в то время это слово было постоянно на слуху). Ее взяли реставратором третьей категории и вскоре, минуя вторую ступень, перевели на реставратора высшей категории. Музейные фонды были ее «жилищем», — шутит дочь Назым, — ей разрешалось заходить в любой фонд и самостоятельно выбирать экспонаты, которые, по ее мнению, требовали реставрации».


Продолжение читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/867