Казахский традиционный костюм для мужчин / История Казахстана / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры












История Казахстана



Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.

Блог ehistory
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Казахский традиционный костюм для мужчин


Комплект мужского костюма состоял из нательного белья — жейде (рубаха — көйлек, штаны — дамбал), верхней плечевой одежды — бешмет, шекпен и шаровар — шалбар, сым, заправляемых в сапоги.

Основные элементы этого комплекта мужского костюма оставались неизменными на протяжении веков. Социальные различия проявлялись здесь лишь в материалах, из которых шили комплект костюма, в его декоре, качестве изготовления.

Рубашку, длинную до колен, с отложным или стоячим воротником, плечевым швом, выкройную проймой, несколько скошенным плечом, шили из белого холста, с разрезом на груди. Под рукавами вставлялись клинья в виде треугольников, служившие ластовицей.



Штаны же «с широким шагом» имели вид прямоугольника с двумя длинными и чуть сужающимися книзу штанинами, со вставкой-клином в соединении.

Поверх жейде казах надевал обычно легкую, сшитую по фигуре и расширяющуюся книзу распашную одежду, шаровары. Эта одежда могла быть со вставленными в пройму рукавами и без рукавов. В зависимости от этого в первом случае ее именовали бешметом, в другом — камзолом. Шили ее из тонкого шерстяного сукна — мауты, бархата, шелка, преимущественно синей, коричневой, темно-зеленой окраски.



Обшивали бешмет стоячим воротником из той же ткани, края подола, рукавов окаймляли тесьмой, несколько нижеталии располагали прорезные карманы без клапанов. Шаровары шили из того же материала, что и бешмет, со вставкой-клином для удобства при верховой езде, верхние края штанин заворачивали для того, чтобы в них можно было продеть поясок, заменявший в данном случае ремень. Каких-либо застежек и пуговиц они не имели.

В зависимости от сезона бешмет, камзол и разновидность последнего- кокрекше могли быть утепленными.

Поверх бешмета надевали шекпен — просторный халат прямого покроя, с длинными и широкими рукавами, из грубого самотканного сукна из верблюжьей шерсти, или чапан -халат такого же покроя из плотного материала на подкладке.

Зимой мужчины носили овчинный или волчий тулуп — тон, лисий треух — тымак, тяжелые кожаные сапоги — саптама. Овчинный тулуп нередко заменялся шубой — купи (куш), крытой шекпеном. Сукном (бархатом — в женском варианте) со стеганым подкладом. С. И. Руденко, обследовавший в 20-х годах XX века на основе палеоэтнологических данных одежду казахов бассейна рек Уила и Сагыза, считал купи достоянием казахов и их предков по меньшей мере двухтысячелетней давности.

Среди феодальной знати высоко ценились крытые шубы — ишик, сшитые из шкурок ценных зверьков. Самые нарядные шубы обшивались по краям мехом выдры, куницы.

Большой популярностью пользовалась мужская одежда на матерчатой основе из подобранных по цвету шкурок жеребят, сайгаков. Из них шили разного рода камзолы, брюки, дополненные вышивкой. Одним из древних в комплекте мужского костюма казахов является войлочный плащ — кебенек (кебентай — в Семиречье), который шили преимущественно из тонкого белого войлока с ворсом на лицевой стороне.

Валяли его небольшими квадратами размером 60×60 см. Получали войлок с ворсом путем вваливания грубой шерсти на полуготовую основу. Свертывали его в трубу, поливали многократно горячей водой и катали предплечьями рук. К сожалению, образцы кебенека не дошли до нас. О его покрое мы можем судить только по рассказам очевидцев.

Он был широким и длинным, выкраивался с разрезами сзади, вместе с брюками из того же материала, что и он сам. Имел глухой, стоячий воротник, заменявший капюшон. Надетый поверх зимней одежды, кебенек надежно защищал всадника от ветра, дождя и снега.

Мужской костюм юга Казахстана отличался некоторой облегченностью, что, по-видимому, связано с оседлым и полуоседлым образом жизни населения, климатическими условиями. Одежда джигита состояла из короткого, приталенного бешмета, длиной чуть ниже бедер из шерстяной ткани, реже из бархата темно-вишневого, темно-синего или коричневого цвета (это основные тона мужского костюма юга Казахстана), с прямыми рукавами, на подкладке.

Рубаху к нему шили из тонкой хлопчатобумажной ткани, со стоячим воротником и косой застежкой по центру, брюки — из светло-бежевой или серой ткани, без разреза снизу, ибо они заправлялись в легкие сапоги на высоких каблуках.

Костюм опоясывали ремнем или кушаком. На голову надевали войлочную шляпу, отделанную бархатом, под которой носили круглую тюбетейку. Широкие брюки с разрезами внизу в комплекте народного костюма принадлежали в основном пожилым людям, страдавшим полнотой, старикам-охотникам, вынужденным постоянно передвигаться верхом, народным сказителям, певцам-импровизаторам, выступавшим перед публикой, сидя в течение многих часов подряд. Их носили, не заправляя в сапоги, а разрезы делались для удобства.

Мужской костюм далеко не всегда застегивался и поэтому пояс был его обязательным элементом. Наиболее древним из них является ксебелбеу (кісе белбеу), в отличие от других типов ремней, например белдика (белдік), он имел кожаные подвески, прочно прикрепляемые на ремешках, так называемые окшантаи (оқшантай) в форме старинной пороховницы, кын — ножны и т. п. Пояса украшались металлическими бляхами.

Взрослые казахи постоянно, даже за дастарханом, носили круглую тюбетейку — такия, а все остальные головные уборы поверх нее, когда находились на свежем воздухе. Наиболее простым украшением тюбетейки были узорная строчка на околышке, из ниток — на верхушке. Вышитую шелком, золотой или серебряной канителью зер такия носили молодые люди. Не отличались разнообразием мужские верхние головные уборы.



Қалпақ — шляпа войлочная, борик (бөрік)-шапка с меховой опушкой, тымақ — треух — вот, пожалуй, и все. У феодальной знати бытовала высокая, сшитая из бархата, вышитая золотой канителью шляпа на войлочной основе — мурак, надеваемая поверх конусообразной шапки с меховой опушкой.

Мужская обувь пожилых казахов состояла из маси (мәсі) — ичиг, на которые при выходе из дома надевали кебе (кебіс) — калоши кожаные. Взрослые мужчины все без исключения носили кожаные сапоги — көксауыр, внешне мало чем отличающиеся от обычных. Шили их обычно из шагрени зеленого цвета, которую получали, посыпая просо на размягченную кожу и притискивая ее тяжестью.



Казахские сапоги старинного покроя, нередко с заостренными и загнутыми кверху носками, не различались на левый или правый, что позволяло носить их дольше, меняя периодически с одной ноги на другую. Исключение составляли инкрустированные разноцветной кожей сапоги на высоких каблуках.

Наиболее примитивной обувью, которой пользовались бедняки, были шокай — кожаные сандалии, которые изготовлялись из сыромятной кожи, как и ремни, а также шарык, надеваемые на сапоги для их предохранения при ходьбе по каменным осыпям.

Материал предоставлен Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана, статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г., С. 249.