|
История Казахстана
Интересные факты из истории Казахстана.
Портал «История Казахстана» — e-history.kz.
|
|
|
|
Тенге. История в фактах (инфографика)
История денежного обращения на территории Казахстана (инфографика)
История национальной валюты Республики Казахстан началась 15 ноября 1993 года в 8 часов утра.
12 ноября 1993 года Президент Н. А. Назарбаев подписал Указ «О введении национальной валюты Республики Казахстан». Согласно этому указу 15 ноября того же года в 8 часов утра была введена национальная валюта — тенге. Новые деньги были введены в обращение в соотношении 1 тенге к 500 советским рублям.
«Тенге» произошло от тюркского название денег с вариантами «таньга», «донга», «теньга». Во время разработки проекта национальной валюты Казахстана предлагались названия «сом», «акша», «алтын», однако выбор был остановлен на «тенге».
Разработка национальной валюты была проделана в сжатые сроки — за один год. Для сравнения над английским фунтом стерлингом работали 6 лет. Сегодня тенге имеет 18 степеней защиты, две из которых стали использоваться в печати долларов и евро.
Дизайн первых купюр независимого Казахстана разрабатывали художники М. Алин, Т. Сулейменов, А. Дузельханов, Х. Габжалилов. На банкнотах 1993 года были изображены выдающиеся исторические личности, такие как Аль-Фараби, Абай, Абулхаир хан, Аблай хан, Курмангазы, Ч. Валиханов и др. С тех пор дизайн тенге неоднократно менялся и был оценен в мире. Трижды, в 2011, 2012 и 2013 гг., купюры 10 000, 5 000 и 1 000 тенге соответственно были признаны лучшими банкнотами в мире.
Сегодня тенге — самая красивая и защищенная национальная валюта в мире, которая печатается на монетном дворе, открытом в 1998 году в Усть-Каменогорске. К слову, банкнотные фабрики на всем постсоветском пространстве есть только в Казахстане, России, Украине и Узбекистане.
У национальной валюты Казахстана, конечно же, были предшественники. Как известно, Великий Шелковый путь сыграл большую роль в развитии экономики многих стран. Он служил проводником товаров, идей, культур и религий между Востоком и Западом. Отрар был одним из крупнейших торговых городов на Шелковом пути. Именно раскопки этого древнего торгового центра сохранили историю первых денег на территории Казахстана.
История денежного обращения на территории Казахстана с древнейших времен и до обретения республикой независимости в инфографике.
«Я теперь боец». Письмо Героя Советского Союза Маншук Маметовой
Письмо Героя Советского Союза Маншук Маметовой секретарю ЦК КП (б) Казахстана Ахмеджану Койшегулову.
1942 г. Подлинник.
ЦГА РК. Ф. 1660.
Результаты экспедиции в Улытау
С 11 по 23 августа 2014 года Казахстанское национальное географическое общество (КНГО) осуществило экспедицию в Улытау – колыбель казахского этноса.
В экспедиции приняли участие историки-археологи, географы, биологи, ботаники, эксперты в области туризма, а также операторы беспилотных летательных аппаратов, которые выполняли работы по картированию местности, по поиску новых археологических объектов и по съемке раскопок с воздуха. На данный момент в КНГО подвели предварительные итоги экспедиции: собрана информация об экономических и географических особенностях местных населенных пунктов.
Географическая справка
Улытауский район расположен в западной части Карагандинской области. По своей территории район является самым крупным образованием в республики Казахстан. Административным центром является село Улытау. Территория района составляет 12 293 105 га. (28,7% к общей территории области), удаленность от областного центра составляет 700 км. Население района на 1 января 2013 года составляет 13840 человек (1,1% от всего населения области), в районе — 12 сельских, 3 поселковых округов и 29 сельских населенных пунктов.
Охраняемые зоны
В настоящее время здесь из охраняемых территорий существует Улытауский государственный комплексный природный заказник площадью 19,3 тыс. га.
Водные ресурсы
Характерной особенностью гидрографии района является редкая речная сеть. Наиболее крупными реками района являются реки Каракенгир, Сарыкенгир, Сарыторгай, Улкен, Жезди, Блеути, Караторгай, Сарысу. Для района типичны мелководные озера, которые к концу лета частично пересыхают. В районе имеются озера Бараккол, Коскол, Кумкол, Ащыколь, средняя глубина которых составляет 10–15 м. Улытауский район богат множеством родников.
Климат
Климат района резко-континентальный, зима суровая, мало снежная, средняя температура -20 -25 С, лето жаркое и очень сухое, средняя температура + 25 +30.
Гора Аулие
Флора и фауна
Разнообразен животный мир района. Распространены сайгаки, волки, лисы, зайцы, косули, кабаны, хорьки, джейраны, из пресмыкающихся — гадюка степная, ящерица, желтопузик. На территории района встречаются несколько видов птиц: утки, лебеди, орлы, совы, филины, дикие гуси, журавли, дрофы, дятлы, кукушки и другие. В «Красную книгу» РК включены ели, которые растут в горах Улытау и березы, редко встречающиеся в Центральном Казахстане.
Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/811
Политическая деятельность Урус-хана и его место в истории казахской государственности
Мухаммад-Урус-хан самый известный правитель Ак-Орды. В годы его правления это государство достигло наибольшего могущества.
Политическая и военная деятельность Урус-хана получила сравнительно удовлетворительное освещение в средневековых источниках. В настоящем сообщении автор попытается коротко обрисовать основные этапы его деятельности с акцентом на дискуссионных моментах, а также обозначить роль и место этой политической фигуры в истории казахской государственности.
Происхождение Урус-хана
В истории изучения Ак-Орды периода правления Урус-хана важное место занимает вопрос происхождения правящей элиты этого государства и, прежде всего, самого Урус-хана. Объективное решение этого вопроса имеет важность не только для истории Ак-Орды, но и для истории казахской государственности.
Именно Урус-хан является основателем династии казахских ханов. К нему восходят генеалогии обоих ветвей казахских династов. Первый казахский хан Керей являлся потомком Урус-хана по старшей линии, был сыном Болата и внуком Токтакии, старшего сына и преемника Урус-хана на троне Ак-Орды. Соправитель и верный сподвижник хана Керея казахский хан Абу Саид Жанибек происходил из младшей ветви потомков Урус-хана. Его отец Барак и дед Куйурчук [1], младший сын Урус-хана, оба являлись обладателями ханского титула.
Уже при жизни внуков Урус-хана в соседнем тимуридском Хорасане создаются первые историографические сочинения, посвященные жизнеописанию Тимура и его потомков. В 1414 г. при дворе Тимурида Искандера и его преемника Шахруха было создано историческое сочинение «Мунтахаб ат-таварих-и Му’ини» («Муиновское сокращение историй»), введенное в научный оборот востоковедом В. В. Бартольдом и известное под названием «Аноним Искандера». Автор этого персидского сочинения Му’ин ад-Дин Натанзи посвятил царствованию Урус-хана небольшой параграф, где называл его сыном Чимтая, хана Ак-Орды. Этим самым автор причислял Урус-хана через его отца к потомству хана Орды (Орду, Орда-Ежен, Иджан), старшего сына Джучи.
Двенадцать лет спустя, в 1426 г., при дворе того же Шахруха и по его распоряжению было создано генеалогическое сочинение («Насаб-наме») под названием «Муизз ал-ансаб фи шаджарат салатин могул» («Книга, прославляющая генеалогии в родословном древе монгольских султанов»). У анонимного автора этого сочинения стояли другие цели, нежели у его предшественника Натанзи. Он изложил генеалогию Чингизидов и Тимуридов. Нас интересует небольшой фрагмент, где говорится о потомстве Тука-Тимура, тринадцатого сына Джучи. Среди многочисленных отпрысков этого Джучида автор «Муизз ал-ансаб» называет и нашего героя. Урус-хан здесь значится сыном Бадыка (Бадака).
Впоследствии появились еще несколько мусульманских сочинений в разных вариациях повторяющих одну из приведенных версий. Противоречия средневековых источников разделили мнения современных исследователей. Ряд историков считали основателя династии казахских ханов потомком Орды, другие — Тука-Тимура.
Автор настоящих строк после изучения этого вопроса пришел к убеждению, что мнение о тука-тимуридском происхождении Урус-хана не верно [2]. Примечательно то, что к такому же убеждению приходят и другие современные исследователи К. А. Пищулина [3], Т. И. Султанов [4], А. П. Григорьев[5], Зардыхан Кинаятулы [6] и др.
Объединение Восточного Дашт-и Кыпчака. Урус еще при жизни своего отца принимал активное участие в политической жизни страны, пытался оказать влияние на проводимую им внешнюю политику. Урус был сторонником расширения территории Ак-Орды за счет городов Нижнего Поволжья. Обстоятельства прихода Уруса к власти предположительно происходили следующим образом: осложнение внешнеполитической ситуации на рубеже 50–60 х гг. XIV в. привело к сужению в территориальном и политическом отношении влияния власти Чимтая в Восточном Дашт и Кыпчаке. Последовавшая затем его смерть вызвала еще больший всплеск децентрализма, обернувшийся впоследствии потерей давнего домена Ордаидов — присырдарьинских городов. Смерть хана заставила правящую верхушку, надо полагать, искать нового правителя, способного остановить этот процесс. Таковым стал Урус, еще при жизни отца зарекомендовавший себя способным политиком. В 1361 г. на просторах широкой Сарыарки он был поднят ханом Ак-Орды. Однако, объединение прежней ак-ордынской территории, возращение в присырдарьинские города и, прежде всего, в традиционную столицу Ак Орды г. Сыгнак, а также подавление существовавших децентралистских тенденций происходит лишь к концу 60 х гг. XIV в.
Ввиду актуализации вопросов вокруг даты прихода Урус-хана к власти в связи с идей об Ак-Орде как первом Казахском государстве, нам очевидно необходимо тезисно повторить основные наши выводы [7]. Во-первых, 1368 г. (есть много и других дат — 1366, 1369, 1371) как год прихода Уруса к власти не может считаться верным. Этим годом предположительно датируется первая монета Уруса, выбитая в Сыгнаке. Пока у нас нет веских оснований отказываться от прежней даты, предложенной Му‘ин ад-Дином Натанзи — 1361. Хотя мы должны понимать, что и в этом случае она тоже в какой-то мере условна. Во-вторых, говоря об Ак-Орде, как первом казахском государстве [8] и Урус-хане, как о первом казахском хане, мы должны иметь ввиду, то справедливое обстоятельство что годы правления Урус-хана «отдалены от времени образования собственно Казахского ханства целым столетием» [9]. Поэтому вслед за А. И. Исиным [10] мы говорим лишь о прообразе (прототипе) национальной казахской государственности [11].
К концу 60 х гг. Урус-хан вернул в состав Ак-Орды Северное Приаралье и Западный Казахстан. Последним оплотом сопротивления распространению власти Урус-хана, стали владения Тука-ТимуридаТуй-ходжа-оглана, отца Токтамыша, располагавшиеся на самом западе Восточного Дашт-и Кыпчака, в Мангышлаке. На предложение Урус-хана подчиниться Туй-ходжа ответил отказом и был предан казни.
Этим событием, по существу, завершился процесс объединения территории Восточного Дашт и Кыпчака под властью Урус-хана. Итогом его стало то, что на юге под юрисдикцию Ак-Орды вновь вернулись присырдарьинские города, на западе владения Урус-хана вплотную подошли к Золотой Орде, разделяла их давняя межкрыльевая граница — река Жайык (Яик).
Война на Западе
Внутриполитическая стабилизация и значительная централизация власти в Ак-Орде в конце 60 х — в начале 70 х гг. XIV в. позволила Урус-хану начать осуществление своих давних внешнеполитических планов. На повестку дня встал вопрос о завоевании золотоордынских городов Поволжья.
Выступив в 1372 г. из своих кочевий Урус-хан неспешным маршем лишь к 1374 г. достиг левобережья Волги. Во второй половине 775 г. х. (весна 1374 г.) армия Уруса пришла к Сарайчику. В городе находился Шибанид Елбек (Эльбек), который чеканил там свою монету. Овладев Сарайчиком, Урус-хан приступил к завоеванию единственной столицы западных Джучидов — Сарая. В 775 и 776 гг. х. Урус-хан полноправно владел и чаканил там свою монету. В 777 г. х. он ушел из Поволжья, оставив в Сарае военный гарнизон и своего наместника. Последний, к слову сказать, оставался там до прихода в Поволжье Токтамыша [12]. Здесь необходимо сказать, что уход самого Уруса из Поволжья был связан лишь с событиями в присырдарьинском регионе, где при поддержке эмира Тимура набирал силу юный Токтамыш. Война с Юге. Оставив золотоордынское Поволжье наместникам, Урус-хан возвращается в свои основные кочевья — Улытау и присырдарьинский регион. Причиной столь поспешного возвращения Урус-хана в свой основной домен, как отмечалось выше, стали действия мангышлакского царевича Токтамыша, сына казненного Урус-ханомТуй-ходжа-оглана. Беспокойство ак-ордынского правителя вызвал, конечно же, не сам Токтамыш, а претензии, стоявшего за его спиной, барласского эмира Тимура, на Восточный Дашт и Кыпчак, его стремление посадить в Ак-Орде своего ставленника.
До этого времени дороги двух великих современников не пересекались. Каждый был занят своим делом. Однако стремление правителя Мавараннахра к гегемонии в регионе рано или поздно должно было столкнуться с интересами Урус-хана. Урус-хан же здесь не преследовал каких-либо завоевательных целей. Южные пределы державы Урус-хана в период его правления включали в себя все основные города Присырдарьинского региона (условно их можно очертить дугой от Сыгнака, через Сауран, Яссы, Отрар до Сайрама и вверх к Таразу) и начинать военные действия в этом направлении не было необходимости. Дальнейшие перипетии борьбы Токтамыша и его шефа известны. Отметим только, что тимуридская историография исказила ход противостояния Уруса и Тимура. При детальном знакомстве с этими сочинениями, и сочинениями более позднего времени можно заметить, что ход военных действий происходил зачастую не в пользу войска «чагатайцев». Тимур, в принципе, избегал открытого военного столкновения с ак-ордынским ханом. Борьба с Урус-ханом сопровождалась для Тимура тяжелыми и неоднократными военными поражениями сначала терпели поражение его отряды, возглавляемые Токтамышем, а затем сам Тимур и его полководцы терпели «страшные поражения» (по словам источника XVII в.) от Урус-хана [13].
Смерть Урус-хана
Согласно показаниям наших основных источников «Зафар-наме» Шами, «Зафар-наме» Али Йазди, «Мунтахаб ат-таварих» Натанзи смерть ак-ордынского хана Уруса приходится на первую половину 1377 г. Эта же дата называется в двух обширных компиляциях по всемирной истории «Нусах-иДжахан-ара» Гаффари и «Тарих» Хайдара Рази. Причем содержание интересующих нас сведений в этих двух последних сочинениях заставляет предполагать иной, кроме «Мунтахаб ат-таварих», источник информации. На это обращал внимание автор предисловий к отрывкам переводов этих сочинений С. Л. Волин.
Однако, это сообщение восточных персоязычных авторов, хорошо осведомленных в делах отношений между Тимуром и Урус-ханом, находится в противоречии с нумизматическим материалом, который пока еще не рассмотрен специалистами детально. Джучидская нумизматика этого периода (вторая половина XIV в.) еще ждет, как справедливо отмечала Е. А. Давидович [14], своего специального рассмотрения. Предварительно, автор настоящего сообщения принимает мнение Т. И. Султанова о том, что после смерти Урус-хана в 1377 г. его преемники, занятые постоянными воинами, продолжали чеканить монеты старого образца [15]. В работе А. И. Исина приведенная выше дата смерти Урус-хана ставится под сомнение. Историк склонен к предположению, что этот правитель умер в 1378 или 1379 г. [16]. Надо полагать, проблема поставлена и остается открытой.
Еще один важный момент в связи с затрагиваемой проблемой — обстоятельства и место смерти Урус-хана. В некоторых поздних тюркоязычных сочинениях высказываются разноречивые сведения об этом. Изучение источников и исследовательской литературы позволяет предположить, что смерть застала Урус-хана в одном из многочисленных стационарных городищ кочевников Кыштаме — холодной зимой или в начале ранней весны 1377 г. Возможно причиной его смерти стала болезнь. Отвергнуты мнения о его насильственной смерти.
После Урус-хана
Завершая рассмотрение вопроса, необходимо отметить следующее: деятельность Урус-хана сыграла определяющую роль в военно-политической истории Восточного Дашт-и Кыпчака, ее результаты оказали существенное влияние на процесс формирования этнополитической территории Ак-Орды. В период правления Урус-хана происходит объединение в рамках единых территориальных границ его государства, по существу, сложившегося этноса казахов. Ак-ОрдаУрус-хана охватила, за исключением Жетысу, большую часть этнической территории казахов.
Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/806
История тяжелой атлетики в Казахстане
8 ноября во Дворце спорта имени Балуана Шолака в Алматы состоялось церемония открытия чемпионата мира по тяжелой атлетике 2014 года.
Алматы стал второй столицей чемпионата мира по тяжелой атлетике на всем постсоветском пространстве. До этого момента только Москва принимала сильнейших штангистов мира — в 1975, 1980 и 1983 годах. Первый же турнир по тяжелой атлетике состоялся в 1891 году в Лондоне, когда за медали боролись лишь семеро спортсменов из шести стран в одной весовой категории.
В этом же году в Алматы ожидается участие 683 сильнейших штангистов из Казахстана, Беларуси, Китая, Колумбии, Эквадора, Египта, Германии, Индии, Италии, Японии, Польши, России, Тайланда, Турции, Украины и США.
Честь Казахстана будут защищать Маргарита Елисеева (48 кг), Зульфия Чиншанло (53 кг), Сауле Садуакасова (58 кг), Майя Манеза (63 кг), Карина Горичева (63 кг), Жазира Жаппаркуль (69 кг), Гульназ Наурызова (69 кг), Светлана Подобедова (75 кг), Анна Нурмухамбетова (75 кг), Арли Чонтей (56 кг), Альберт Линдер (69 кг), Кирилл Павлов (77 кг), Медет Джундубаев (77 кг), Владимир Седов (94 кг), Рустем Сыбай (94 кг), Илья Ильин (105 кг), Жасулан Кыдырбаев (105 кг), Ибрагим Берсанов (+105 кг), Селимхан Абубакаров (+105 кг).
Илья Ильин
2012 год был самым успешным в истории отечественной тяжелой атлетики. Чемпионами мира стали штангисты Зульфия Чиншанло (до 53 кг), Майя Манеза (до 63 кг), Светлана Подобедова (до 75 кг) и Илья Ильин (до 94 кг).
Светлана Подобедова
Майя Манеза
История тяжелой атлетики в Казахстане официально начинается в 1935 году. Спустя два года состоялся первый чемпионат республики.
Точкой отсчета в установлении мировых и всесоюзных рекордов для казахстанских тяжелоатлетов становятся 1950-е гг. Например, С. Ульянов в 1958 и 1960 стал чемпионом СССР, устанавливая мировые рекорды. Не отстают от него и мировые и всесоюзные рекордсмены А. Колодков, П. Ким, В. Дрекслер, А. Храпатый и С. Филимонов.
Однако первым уроженцем Казахстана, ставшим призером чемпионата мира по тяжелой атлетике и Олимпиады, считается Юрий Зайцев. В 1974 году на первом в своей карьере чемпионате мира в Маниле он завоевал бронзу в полутяжелой весовой категории до 110 кг. После победы Зайцева эта категория стала считаться традиционно «казахстанской». Спустя два года на Олимпиаде в Монреале он повторил свой успех, взяв золото. А на Московской Олимпиаде 1980 года по стопам прославленного земляка пошел 26-летний Виктор Мазин, который стал чемпионом Олимпийских игр и мира.
Виктор Мазин
Спустя еще четыре года на чемпионате Европы 1984 года бронзу завоевал тяжелоатлет из Казахстана Анатолий Храпатый. После этой победы до конца 80-х в категории до 90 кг Анатолию не было равных в мире. Уже в 1995 году он стал чемпионом мира в Седертелье (Швеция), в 1986 — в Софии, в 1987 — в Остраве (Чехия), в 1989 — в Афинах и в 1990 году в Будапеште.
В 1988 году Храпатый выиграл Олимпиаду в Сеуле (Южная Корея). Уже после распада СССР спортсмен получил первую для независимого Казахстана золотую медаль чемпионата мира по тяжелой атлетике.
Анатолий Храпатый
Другой спортсмен из Казахстана С. Филимонов завоевал серебро Олимпиады в Афинах. А уже спустя год 17-летний Илья Ильин из Кызылорды на чемпионате мира в Дохе (Катар) победил в весе до 85 кг, произведя настоящий фурор. Еще через год, перейдя в категорию до 94 кг, Илья стал двукратным чемпионом мира, а в 2008 году выиграл Олимпиаду в Пекине (Китай).
На этом сюрпризы от казахстанских тяжелоатлетов не закончились. В 2009 году на чемпионате мира по тяжелой атлетике в Гойанг-Сити (Южная Корея) сборная Казахстана по этому виду спорта завоевала четыре золотые медали и второе общекомандное место. Среди них — две девушки, завоевавшие золото. Это 16-летняя Зульфия Чиншанло и Светлана Подобедова. Зульфия попала в книгу рекордов Гиннеса как самая молодая чемпионка мира.
На сегодняшний день этот вид спорта развивается в 13 областях и в двух городах Республики Казахстан. Всего в стране более 2200 тяжелоатлетов, занимающихся в 43 отделениях.
Тяжелая атлетика остается одним из популярных видов спорта в Казахстане, и есть все основания полагать, что новые спортсмены будут так же успешно защищать честь страны.
По материалам Федерации тяжелой атлетики[B]
Фотография длиною в жизнь
«Фотография не пустая забава, фотография — это наука, искусство, фотография — свидетельство времени» (из дневников Д. П. Багаева).
Эти слова были жизненным кредо знаменитого фотографа, краеведа, основателя и первого директора Областного историко-краеведческого музея им. Г. Н. Потанина — Дмитрия Поликарповича Багаева.
Родился Багаев довольно далеко от Павлодара, в селе Туманы Вятской губернии в 1884 году. В 1899 г. он приехал в Павлодар на заработки, а уже в 1905 г. открыл первый в городе фотографический салон и стал снимать комнату в деревянном домике у Постниковых на Телеграфной улице. К домику в 1910 году Багаев пристроил фотопавильон. Самый большой в городе, с боковым и верхним естественным светом.
Павильонными портретами Дмитрий Поликарпович зарабатывал на хлеб, а его истинным призванием стала съемка повседневной реальности, жизни обычных людей, каждодневно превращающейся в историю.
В красной юрте
Дом-музей им. Дмитрия Багаева был открыт 30 января 2001 года, здание музея является памятником истории и архитектуры мещанского быта конца 19 — начала 20 века.
Дмитрий Багаев жил и работал в этом доме с 1905 по 1958 годы. Именно здесь он и открыл первую в городе фотографию.
Работая в Горно-промышленном Обществе, пятнадцатилетний Багаев впервые увидел фотоаппарат у одного из приказчиков, который владел им как фотолюбитель. Нужно ли говорить о том, что в 1899 фотоаппарат был настоящим чудом техники. Дмитрий загорелся желанием овладеть фотоделом и упросил приказчика научить его фотографировать.
Взяв в руки фотокамеру в неполные 16 лет, Дмитрий уже никогда с ней не расставался. Все свободное время он тратил на изучение азов фотодела, находился в постоянном творческом поиске. В самой светлой комнате дома, где он проживал, юный Дмитрий обустроил салон и принимал в нем своих первых посетителей.
Теперь это экспозиционный зал № 1 Дома-музея. Позже, откупив дом за 500 рублей и став его полноправным владельцем, Багаев пристроил к дому с северной стороны фотопавильон.
Строительство павильона
В 1905 году Дмитрий Багаев получил разрешение на проведение фотографических работ, заверенное Генерал-губернатором Семипалатинского уезда.
В музее представлены документы и награды Д. П. Багаева разных лет. Среди них Патент на фотографию 1928 г., Дипломы и Грамоты — две медали «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне», «За освоение целинных и залежных земель» и удостоверения к ним.
Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/795
Теги: e-history.kz, Багаев, Дом-музей им. Дмитрия Багаева, история, история казахстана, Павлодар
Первый казахский просвещенный правитель
Жангир хан, чьим основным увлечением была наука, а смыслом недолгой жизни – просветительство, опережал первого казахского ученого Шокана Уалиханова на 34 года, первого казахского педагога Ибрая Алтынсарина – на 40 лет и великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева – на 44 года.
В этой прописной истине, не раскрученной у нас по непонятной нам причине, я убедился в прошлом году, оказавшись по случайному стечению обстоятельств в Казанском университете. Директор Национальной библиотеки Татарстана, узнав, что я приехал в университетскую библиотеку имени Н.И. Лобачевского, а работаю в Музее истории казахстанской науки РГП «Ғылым ордасы», мне в тот же день посоветовал посмотреть Музей истории Казанского университета и Национальный музей Республики Татарстан.
Оказалось, что в Казанском университете, созданном в 1804 году, работают 10 музеев: археологии, геологии, ботаники, зоологии, этнографии, истории педагогики, истории университета, казанской химической школы, старинных вещей и музей-лаборатория.
В Музее истории Казанского университета на самом видном месте оформлена галерея портретов почетных членов Казанского университета. Рядом с портретами выдающихся деятелей науки и просвещения России я увидел портрет казахского хана Букеевской Орды Жангира. Там, далеко от Казахстана, воздано должное за его заслуги в области науки и просвещения!
Под впечатлением я невольно вспомнил нашу далекую историю о том, что между казахскими и татарскими народами всегда существовали политические, экономические и культурные связи, что мы раньше имели общую государственность, когда в VI–VIII веках казахи и татары входили в состав Тюркского Каганата. Также в XIII–XIV веках земли Поволжья и Казахстана входили в состав Улуса Джучи, известного в истории Золотой Орды. А в XVII–XVIII веках в башкирских восстаниях вместе с татарами участвовали и казахи.
Также в 1730-1750 годах татарский мурза Алексей Тевкелев вел переговоры с предводителями Малого жуза казахов о принятии ими российского подданства. С конца XVIII века и до начала XX века татарские муллы и купцы внесли огромный вклад в просвещение казахов и развитие экономики городов Казахстана с наличием рыночной инфраструктуры.
Известно, что с 1803 года по 1917 год Казань являлась центром учебного округа. Инспекторы Казанского округа курировали и казахские учебные заведения. В Казанском университете и Казанском ветеринарном институте в XIX-ХХ веках училось много казахов, которые впоследствии стали учеными, государственными деятелями.
В фондах профессоров-тюркологов Казанского университета Н.И. Ильминского и Н.Ф. Катанова хранятся документы по этнографии и фольклору казахского народа, полученные ими от просвещенного, на удивление, казахского хана.
Жангир (1801-1845) – последний хан Букеевской орды 1823-1845 годов, сын Букей хана, правнук хана Абулхаира, настоящее имя – Жихангер, что означает «Покоритель мира». Имя человека многое означает и ко многому обязывает: как лодку назовешь, так она и поплывет.
Карта Букеевской орды
Букеевская орда тогда занимала территорию в низовьях рек Урал и Волга. В юности он получил начальное образование у домашнего учителя-муллы, затем воспитывался по настоянию отца в семье астраханского губернатора. Там же приобрел знания по административным методам управления ханством. Он имел великолепное образование: знал русский, персидский, арабский и частично немецкий языки. Польза от образования им осознавалась уже в молодые годы, и намерение об открытии у себя в Орде школы высказывалось в то время, когда не было ни одного дома, даже ханской ставки тогда не существовало.
Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/contents/view/1860
Жусупбек Аймаутов. Бегущий за временем
Жусупбек Аймаутов — человек щедрого таланта, эстетические и художественные взгляды которого формировались в сложнейшие годы «бури и натиска», общественной активности и противоборства — две революции, национально-патриотическое движение «Алаш», горячие споры о будущем Степи. Отражение бурных перемен, происходящих в обществе, слом старого мира и возрождение нового, не могли не сказаться на тематике, жанровом своеобразии и языке талантливого писателя.
Писатель, поэт, переводчик, ученый-педагог Жусупбек Аймаутов внес большой вклад в духовный потенциал нации. Он покорял окружающих безграничным талантом, владел не только словом, был замечательным актером, режиссером, композитором.
Родился Жусупбек Аймаутов в 1889 году в ауле Кызылтау Павлодарского уезда Семипалатинской губернии (ныне аул Жусупбека Аймаутова). «Родился в ауле Дандибая в местности «Қараның адыры» у подножия Кызылтау. Из рода суйндик, далее кулик, с Султанмахмутом родня в восьмом поколении» — так писал сам писатель.
Будущий писатель в детстве освоил арабскую грамоту. Вопреки воле родителей, не желавшим далеко отпускать своего сына, уезжает в Павлодар, где поступает в русско-казахскую школу. Затем в 1918 году успешно окончил Семипалатинскую учительскую семинарию. Будучи семинаристом, он вместе с А. Байтурсыновым и М. Дулатовым и другими деятелями национальной интеллигенции принимает деятельное участие в работе партии «Алаш Орда».
Аймаутов восторженно встретил Февральскую революцию 1917 года, надеясь, что она принесет свободу, равенство, счастье народу. Главными сюжетными линиями в произведениях Аймаутова стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого, воспитания подрастающего поколения на идеалах добра и человечности.
Детей репрессированного писателя жизнь раскидала по разным местам. Много лишений и страданий выпало на долю старшего сына Бектура. Бектур Аймаутов после ареста отца как «сын врага народа» был осужден на 10 лет ссылки в сибирские лагеря. Лишь спустя годы в возрасте 78 лет Бектур Жусупбекович вернулся на родину. Он живо вспоминал город своего детства: «...раньше Павлодар был маленьким. С одного конца города в другой мы добирались пешком. Часто мы с отцом отправлялись на прогулки, переправившись на пароме через Иртыш. Все изменилось. Город стал большим. Мое детство мелькает перед глазами. Родную землю, места своего детства я не забывал никогда».
Бектур Аймаутов
Второй сын Аймаутова Жанак родился 18 февраля 1920 г. в г. Семее. В 1941 году как «сына врага народа» его отправили в трудармию. После войны — постоянный страх преследования, трудности быта. Окончив Актюбинский институт учителей, он продолжил свое образование на физико-математическом факультете КазГУ им. Аль Фараби.
«Мой отец — настоящий человек, гражданин, общественный деятель. Я горжусь тем, что он был талантливым писателем, образцовым педагогом, поэтом, переводчиком», — писал Жанак.
Дети Ж. Аймаутова: слева направо Муза, Жанак, Бектур
Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/790
e-history.kz қайырымдылық акциясына қатысам деушілерді шақырады
«Тарих болашақ үшін» қайырымдылық акциясына қатысам деушілерді шақырамыз.
Портал e-history.kz приглашает принять участие в благотворительной акции
Веб-портал «История Казахстана» приглашает всех желающих принять участие в благотворительной акции «История ради будущего».
Batyrs (warriors) are pillar of state
Over centuries valour of Kazakh batyrs had been envisioned by ordinary people. Batyrs had their own culture, art, ideology and moral standards, customs and traditions, and beliefs.
Машанидың 108 жылдығына арналған дөңгелек үстел өтеді
Л.Гумилев атындағы Еуразиялық ұлттық университеті жанындағы «Отырар ғылыми кітапханасында» ғұлама ғалым, Ақжан Машанидің туғанына 108 жыл толуына орайластырылған дөңгелек үстел отырысы өтеді.
Балуан Шолақтың 150 жылдығына арналады
Жинақ халқымыздың мәдениетінде ерекше орын алатын әйгілі әнші-композитор, сал-серілер дәстүрін жалғастырушы Балуан Шолақ (Нұрмағамбет) Баймырзаұлының (1864–1919) туғанына 150 толуына арналып отыр.
150-летию Балуана Шолака посвящается
Вышла в свет книга «Балуан Шолак», посвященная 150-летию со дня рождения легендарного палуана и акына казахской степи.
|
|
|