История Казахстана / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу












История Казахстана



Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.

Блог ehistory Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



С дуновением ветра у мемориального комплекса Коркыт-ата слышны звуки кобыза, проносящиеся сквозь века.

Мавзолей Коркыт-ата (Х-ХІ вв.) находился в одном километре от райцентра Джусалы на правом возвышенном берегу реки Сырдарьи, на обширном некрополе, состоящем из разновременных погребальных сооружений. В настоящее время памятник полностью утрачен.

С легендарной личностью святого Коркыт-ата связан обширный цикл легенд и преданий, выходящий далеко за пределы современной территории Казахстана.

Культ Коркыт-ата, насчитывающий более чем тысячелетнюю традицию, связан с миграциями огузских племен (один из центров консолидации которых находился в низовьях Сырдарьи), был распространен на обширном пространстве (от Алтая до Малой Азии и Закавказья) и получил отражение в духовной культуре проживающих там народов. По преданьям, Коркыт-ата — изобретатель кобыза (музыкальный инструмент, использовавшийся казахскими шаманами для достижения транса).

Памятник неоднократно привлекал внимание исследователей своей древностью и связанными с ним преданьями. Большая известность Коркыт-ата привела к тому, что рядом с его памятником возникло обширное кладбище: «около гробницы святого находится до 50 странных там и мул, сложенных весьма крепко» (А. И. Макишев).

Судья по фотографиям и описаниям, мавзолей Коркыт-ата был сложен из сырцового кирпича, его однокамерный с квадратным основанием объем был перекрыт куполом (впрочем, есть сведения о «шести — восьми» углах мавзолея). Глиняное надгробие было настолько большое, что часть его выходила за пределы мавзолея.

Мавзолей, связанный с преданием «о народном патриархе и певце Коркыте, создателе и хранителе народной мудрости», цикл преданий о котором во многом обусловил структуру эпических сказаний туркмен, турков, азербайджанцев и т. д., имеет исключительно важное историко-культурное значение.



Также, в память о легендарном Коркыте, были построены памятник и мемориальный комплекс. Памятник расположен на правом берегу реки Сырдарьи вблизи административно-культурного центра. Открыт в 2000 году в честь 1300-летия «Китаби деде-Коркыт», скульпторы: Ж. Исмагулулы, Е. Ибраимов. Монументальная композиция состоит из трех стел, напоминающих кобыз. В проеме стел изображен сидящий на своем легендарном верблюде Желмая Коркыт-ата с кобызом в руках.



Мемориальный комплекс расположен в 18 км к северо-западу от поселка городского типа Жосалы, в 2 км к западу от станции Коркыт ата Кармакчинского района. Строительство комплекса начато в 1980 году. Комплекс состоит из нескольких памятников. Авторы: Б. Ибраев, С. Исатаев. Центром композиции является стилизованный кобыз, состоящий из 4-х ориентированных по сторонам света стел, которые напоминают своей формой перевернутый инструмент кобыз. Вверху в соединении фигур выполнено отверстие, внутри которого встроено сорок металлических труб разного диаметра и длины.

Когда ветер проходит через отверстие, появляются звуки, напоминающие напевы кобыза. Рядом с памятником находится надземное святилище, амфитеатр.
Теги: Коркыт-ата

Қазақтың қаһарман қолбасшысы Қаракерей Қабанбайдың халық үшін ханнан да артық қадірі болған. Атамекенді жат қолынан тазарту үшін аттан түспеген баһадүр баба қашанда құрметке лайық.

Ұлы қолбасшы Қабанбайдың азан шақырып қойылған есімі — Ерасыл екені баршаға мәлім. Ол 1692 жылы туып, 1770 жылы дүние салған. Жеті жасында әкесі Қожағұл, он алты жасында, ағасы Есенбай жоңғарлар қолынан қаза табады. Қожағұлдың Есенбай, Есенаман, Ерасыл деген үш ұлы болған. Он алты жасар бала 1708 жылы жау арасына жасырын барып, ағасын өлтірген жоңғар батырын (Оджа жырға ноян) өлтіріп, кегін қайтарған. Осыдан кейін Зайсандағы Керей ішіне барып, апайы мен жездесі Бердәулеттің қолында ер жетеді. Өзіне шапқан қабандарды жайратып, «Қабан батыр» атанатыны осы кез. Содан бастап қашан көзі жұмылғанша қылышын қынабына салмаған.



1717 жылдан бастап 26 жасында елі мен жерін қорғау жорығы басталады. Найман түмендерін майданға бастап шыққан:

1717 жылы Аягөз шайқасына, 1723 жылы Түркістан қорғанысына, 1724 жылы 32 жасында Түркістанда хан сайланып, қазақтың Бас сардары (Бас қолбасшысы) дәрежесіне көтеріледі. 1726 жылы Бұланты шайқасына, 1730 жылы, Аңырақай — Алакөл шайқасына, кейіннен Шыңғыстау, Ертіс бойындағы шайқастарға қатысып, Абылай ханның бас батырына айналды.
1741 жылы Шыңғыстаудағы Шаған шайқасында, ақбоз атпен топ жарып, жауды жеңгені үшін «Дарабоз» атанды.
1751 жылы батыр қолы Сыр бойы, Шымкент, Сайрам, Ташкент қалаларын жоңғарлардан азат етіп, Төле бидің билікке келуіне ықпал жасады. Жоңғарияға айдалып бара жатқан бірнеше мың қарақалпақты құтқарып қалады.
1752–1754 жылдар аралығында Қабанбай басқарған қазақ сарбаздары алдымен Іле, Балқаш, Қаратал өңірлерін жаудан тазартуға қатысты. Осыдан кейін Қарақол мен Нарында, Үржар мен Қатынсуды, Алакөл мен Барлықты азат етіп, терістік бағыттағы Бөгенбай әскеріне қосылады. Одан кейін Баспан — Базар, Шорға, Маңырақ шайқастарына қатысып, Зайсан, Марқакөл, Күршім өңірлерін жаудан азат етті.



1756 жылы жоңғар билеушісі Әмірсананы қуып келген Қытай әскерінің бетін қайтарады. Шонжы, Нарынқол, Кеген өңірлерін қырғыздардан тазартады.
1756–1757 жылдары Еженханның қытай шеріктерін үш мәрте ойсырата талқандады. Қазақ топырағын басқызбайды.
1758 жылы қыркүйекте Барлықтан Үрімжі қаласына 300 жылқы айдатып, қазақ-қытай саудасын бастап берді. Мұны іске асырушылар: ұлы Едіге мен інісі Туматай. 1758 жылғы және 1762 жылғы Аягөзде өткен Қытаймен екі арадағы Қандыжап, Мамырсу бітімдерінде Абылаймен, Әбілпейізбен қатар сөз ұстады. Қытайлар бабамызды «…қазақтың бас, қалқан батыры — қаракерей Қабанбай» деп атап көрсеткен.
1769 жылы 500 адамдық қолмен келген қырғыз батыры Әтеке жырық баласы Қарабекке науқастанып жатқанына қарамастан қарсы шығып, жекпе-жекте Қарабекті өлтірген.



78 жасында соңғы жекпе-жегіне шығып, жауды жайратты. Өмірінде 103 рет жекпе-жекке шығып, бәрін жеңіспен аяқтаған. Дереккөздер ұлы батырдың 1770 жылы 13 қарашада дүниеден өткенін айтады.
Атақты ғұлама Мәшһүр Жүсіп Көпей «Қазақта Қаракерей Қабанбайдан асқан батыр болған емес» деп бағаласа, әйгілі ғалым Құрбанғали Халид: «Шығыстың бес тарихы» деген еңбегінде: «Абылай ханның дәуірінде батыр және әскербасы болып келген адамдар — Қаракерей Қабанбай батыр, Алтыбай батыр, Ақтамберді батыр, Еспембет батыр, Матай Шөнкей батыр, Керей Жәнібек батыр, Бура, Ақбантай батыр, Қанжығалы Бөгенбай батыр, Бәсентиын Малайсары батыр және басқалар. Бұлардың әрқайсысы батырлықтарымен асқақ атақ, абырой алған болса да, олардың батырлығынан өресі биігі Қабанбай батыр еді», — деп жазып қалдырған.

Ту көтеріп, ел қорғаған сүйікті батырына халық Ерасыл, Нарбала, Ізбасар, Қабанбай, Хан батыр, Дарабоз, Көкірек әулие деген ат-есімдер берген.

Қабанбайдың жан жары Гауһар (шын есімі Майсара) — бәсентиін Малайсары батырдың қарындасы. Қабанбай батырмен бірге бірқатар шайқастарға қатысқан. Ерлі-зайыпты қос батырдың тұла бойы тұңғышы — Назым қыз да батырлығымен көзге түскен.

Халық арасында Қаракерей Қабанбай батыр жөнінде, аңыз-әңгімелер, жыр-дастандар өте көп. Бұған керісінше тарихи құжаттарда Қабанбай батырдың 1740–1762 жылдардағы өмірі ғана тасқа жазылады. Бұл кезде оның есімі ел арасының бітімгершілігіне жүрген дана, би ретінде айтылады.

Қабанбай батыр соғыс ісінің тәжірибесін жинап, әскери өнерді жүйелі түрде дамытып пайдаланған. Қолбасшының соғыс кезінде жасаған стратегиялық шабуылдары — сол заманның озық технологиясы. Солардың бір-екеуіне тоқталамыз.

Жалғасын оқу
Теги: Қаракерей Қабанбай, батыр

Персональное научное наследие Чокана Чингисовича на протяжении длительного времени остается предметом внимания, как специалистов, так и общественности. После преждевременной смерти Ч. Ч. Валиханова постановлением совета Императорского Русского географического общества было решено издать его труды [1, с. II].

В 1887 г. вновь был поставлен вопрос об издании сочинений Ч. Ч. Валиханова, причем Степной генерал-губернатор Герасим Алексеевич Колпаковский (1819–1896) «выразил согласие изыскать средства на это издание из местных источников» [2, с. II]. Особую лепту в публикации трудов Ч. Ч. Валиханова сыграли его близкие товарищи, друзья и востоковеды. В частности, однокашник по кадетскому корпусу, впоследствии известный путешественник, этнограф, исследователь Сибири и Центральной Азии Григорий Николаевич Потанин (1835–1920) сделал много усилий по сбору и публикации творческого наследия друга и соратника в своих многочисленных трудах и воспоминаниях.

В 1891 г. в письме к известному востоковеду, профессору Петербургского университета Николаю Ивановичу Веселовскому (1848–1918) Григорий Николаевич поднял вопрос об издании трудов Чокана Валиханова. Г. Н. Потанин писал: «Многоуважаемый Николай Иванович! Я оставил материал для издания статей Валиханова у Николая Михайловича Ядринцева Николай Михайлович передаст Вам портрет Чокана Валиханова, лучше которого я пока не нашел. Я напишу генерал- губернатору Колпаковскому о том, что рукописи передал Вам. Биографические заметки о Чокане пришлю из Сибири. Может быть, Вам удастся пополнить их рассказами других лиц, знавших Чокана: П. П. Семенова, Семена Яковлевича Капустина, Цурикова…» [3, с.389].

Спустя 30 лет после смерти Ч. Ч. Валиханова, Г. Н. Потанин в 1895 г. совершил поездку в Кокчетавский уезд, где встречался с отцом Чокана и его братьями. О результатах поездки Потанин писал Н. И. Веселовскому «Вот я добыл от Чингиса Валиевича, отца Чокана Валиханова, письмо с отказом от прав на издание статей Чокана. Кроме того, я принес еще несколько мелких рукописных заметок Чокана и фотографическую карточку, наиболее чем другие похожую» [4, с.292].

Отметим, что собранные рукописи вошли в XXIX том сочинений Ч. Ч. Валиханова, изданный в 1904 г. в записках ИРГО, с биографическим очерком Г. Н. Потанина, воспоминаниями Н. М. Ядринцева и И. И. Ибрагимова. Выходу в свет книги «Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова» под редакцией профессора Н. И. Веселовского в «Записках» Императорского Русского географического общества предшествовала долгая работа по сбору рукописей Чокана Валиханова и финансовых средств для издания.

Большую деятельность в этом благородном начинании, как было отмечено выше, проявил товарищ и друг Ч. Ч. Валиханова Г. Н. Потанин и другие известные ученые, государственные и общественные деятели России. 24 апреля 1867 г. на заседании Совета Императорского Русского географического общества было принято решение об издании рукописей, оставшихся после Валиханова. Это решение 22 было реализовано частично, и только в 1868 г. в «Записках» ИРГО было опубликовано продолжение описания кашгарской экспедиции.

Готовивший публикацию, путешественник и ученый Федор Романович Остен-Сакен (1832–1916) писал: «Так как Валиханову принадлежит честь быть первым образованным русским, посетившим эти страны, то долг справедливости требует, чтобы рассказ его, о совершенной им поездке появился в печати раньше описания позднейших исследований» [5, с.604]. Однако в силу ряда обстоятельств этим и ограничились. В 1887 г. Г. Н. Потанин опять поставил вопрос об издании трудов Ч. Ч. Валиханова и вновь все останавливалось из-за отсутствия средств. В конце концов, Г. Н. Потанину удалось привлечь известного востоковеда, профессора Петербургского университета Н. И. Веселовского для совместной деятельности по выпуску в свет избранных произведений Чокана Валиханова.

Были изысканы черновики и рукописные материалы, проведена редакционная работа, найдены средства на издание, и в 1904 г. совместная творческая деятельность соратников и современников Ч. Ч. Валиханова ознаменовалась выходом в свет XXIX тома в «Записках» ИРГО, включавшей прижизненные сочинения нашего выдающегося соотечественника. В печатных трудах его современников о Чокане Валиханове остались сведения в основном биографического содержания, с некоторыми из них он был лично знаком [6].

В советское время были публикованы основные фундаментальные рукописные работы Ч. Ч. Валиханова. В 50-70-х и в середине 80-х гг. ХХ столетия под научным руководством академика АН КазССР А. Х. Маргулана было осуществлено издание собраний сочинений Ч. Ч. Валиханова [7]. Академик А.Х Маргулан по праву является одним из первых казахстанских биографов Чокана Валиханова. Именно при его непосредственном участии читатели впервые познакомились с трудами выдающегося ученого и просветителя.

Значимыми являются слова А. Х. Маргулана о судьбе наследия Ч. Ч. Валиханова, сказанные на страницах журнала «Простор» в 1963 году: «Обширное литературное наследие замечательного ученого, путешественника и общественного деятеля Чокана Чингисовича Валиханова долго оставалось неизвестным для широкой публики. Обеспокоенный судьбой сочинений Чокана Валиханова, не появившихся в печати, его друг и товарищ по Омскому кадетскому корпусу Г. Н. Потанин еще в конце прошлого столетия выражал недвусмысленную тревогу о том, что рукописи Валиханова пошли по рукам и таким образом пропали для науки.

Памятуя об этих указаниях Григория Николаевича, ученые Казахстана за последние годы вели тщательные поиски автографов и рукописей Валиханова, погребенных в архивах. В результате был открыт ряд неизвестных материалов» [8, с.102].

Были опубликованы монографии, книги и статьи Х. Г. Айдаровой, М. И. Фетисова, К. Бейсембиева, А. Х. Маргулана, З. С. Кедриной, С. З. Зиманова, А. А. Атишева, Х. Адильгиреева, К. Хасанова, С. Я. Булатова, Л. В. Дюкова, О. А. Султаньяева, Г. М. Исхакова, С.Утениязова, Ч. Д. Турдалиевой, М. В. Шиловского, А. А. Колесникова, М. Мусиной, Б. Тихомирова и др. [9].

Читать продолжение

Инфографика «Неизвестная и опасная Кашгария»

Биография Ч. Валиханова
Теги: Чокан Валиханов

Февраль 1954 года. Отсчет славных целинных лет начинается с этой даты. Слово «целина» — это, в сущности, синоним слова «хлеб». С того времени героями большей частью были хлеборобы, пахари, приехавшие в целинные совхозы со всех концов страны Советов. Раньше часто говорили о мужестве первоцелинников, их стойкости и преданности земле, как о некоей давности, естественном свойстве, таком же, как умение говорить, думать, дышать… Уже в марте 1954 года после февральско—мартовского пленума ЦК КПСС с его постановлением «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель», на целину по комсомольским путевкам были посланы 500 тысяч добровольцев.

Государство поставило под контроль заказы для целины, и они выполнялись в первую очередь. Были посланы мощная техника, стройматериалы, оборудование, транспортные средства. В том же году в северных районах Казахстана и Сибири было создано 450 целинных совхозов. В одном только Казахстане через год работали свыше 600 тысяч добровольцев. И осенью этого же года впервые в своей истории Казахстан засыпал в закрома Родины почти 250 миллионов пудов зерна — на 150 миллионов больше, чем в самые благоприятные до этого годы.

В книге Л. И. Брежнева «Целина» написано: «В старых словарях вы найдете слово „целина“, но не найдете слова „целинник“. Оно родилось в 50-ые годы, точно также как в годы коллективизации появилось слово „колхозник“. …Целинник — фигура историческая, определившая собой героическое время. Этим словом обозначен особый характер, обусловленный потребностью времени» (Воспоминания, М., 1982).

Среди них, Евдокия Андреевна Зайчукова (родилась 14 марта 1908 года) — первоцелинница, создатель и руководитель двух прекрасных совхозов-агрогородов акмолинщины: сначала Двуречного Есильского района, затем Ижевского Вишневского района (бывшее хозяйство Бабатайское после приезда 65 первоцелинников из Сарапула и Ижевска было решено переименовать в Ижевское). До приезда Зайчуковой совхоз был отстающим, сменилось в его руководстве не меньше пяти директоров. Но за короткий срок она сумела вывести Ижевский в число передовых, каким он и является по сегодняшний день.

«… Вдруг всколыхнулся целинный поселок Ижевский, всколыхнулся — как проснулся, стал обустраиваться и хорошеть. Белеет некрашеными рамами новых домов целая новая улица. Новая школа. Новый дом культуры. А главное — строится животноводческий комплекс. А все завертелось с приходом нового директора Евдокии Андреевны Зайчуковой…» — так писали свой очерк журналисты. В те годы в Ижевском была традиция: первого сентября во всех классах первый урок проводился в Доме культуры. Тема урока: «Целина», а проводила урок директор совхоза Евдокия Зайчукова, остальные уроки проводились по расписанию в школе.

Это потом в книге воспоминаний «Целина» про нее написал Л. И. Брежнев: «… Евдокия Андреевна Зайчукова приехала на целину, когда ей было уже под пятьдесят. Но сохранила в себе молодой задор, волю, крепкий характер, а главное, имела горячее сердце коммуниста и патриота. Глубоко осознанное стремление сделать для страны самое нужное, важное и полезное привело ее к нам, дало ей силы создать в степях совхоз Двуречный. Вскоре и эту женщину взяли на повышение, но, поработав на новом месте, она написала такое заявление: «Убедительно прошу членов районного комитета партии освободить меня от работы первого секретаря райкома. Прошу это потому, что считаю: в оставшиеся годы жизни смогу принести больше пользы партии и всем людям на конкретной хозяйственной работе. Прошу направить меня в отстающий совхоз и обязуюсь вместе с коммунистами и всеми рабочими вывести его в число передовых хозяйств Целиноградской области».

И она сдержала слово: совхоз Ижевский вышел при ней на одно из первых мест. Семнадцать лет жизни отдала Евдокия Андреевна новой, полюбившейся ей земле. А когда умирала, попросила пришедших в больницу друзей только об одном: «Не ставьте никакой ограды на моей могиле, не отделяйте меня от степи…».

Читать продолжение
Теги: Целина, Евдокия Зайчукова

Тюрки считали Среднюю Азию своей священной землей, как центр родной культуры и истории, землей, откуда берут начало все тюркские народы и племена.

Тюрки в древнейшие времена проживали у гор Хан-Тенгри и на Алтае. Если учесть, что Хан-Тенгри находится в Заилийском Алатау, а горы Алтая то же самое, что и Алатау, их утверждение полностью соответствует истине. Поэтому тюрки считали Среднюю Азию своей священной землей, как центр родной культуры и истории, землей, откуда берут начало все тюркские народы и племена.

Туран или Туркестан – территории, на которых проживали тюрки, земли от Сибири до Восточной Европы. Туркестан, в свою очередь, подразделяется на Западный и Восточный. Культура и литература, история и наука древних тюрков имеют большое значение, если не главное, для понимания исторических процессов в Евразии.

Те же мусульманские историки разделяют земли Туран, древнейшие земли тюрок, на три большие части.

Первая: Большие области на севере Китая. В эти земли входят Маньчжурия, Монголия, Восточный Туркестан и сам Северный Китай. На этих землях стояли города Каракарум, Жемкут, Ханко, Сусе, Отукен и одно время во владения тюрков входила столица древних китайцев Хан-Балык (Халык-Балык).

Вторая: Туркестан, Маверранахр, Тохаристан, Бадахшан – земли у рек Сыр и Аму. Тюрки, располагавшиеся ранее на землях южнее современной Сибири, позднее переходят на эти благодатные для земледелия территории, то есть становятся оседлыми. Тюрки не все время были кочевниками. На севере их территории ограничивались безжизненными землями тундры, близкими к Северному Ледовитому океану, на Западе у них был всегда Каспий и Черное море, включая Кавказ, на юге их земли распространялись до современного Ирана, древней Персии, на Востоке у них всегда был Китай. Все эти земли назывались Западным Туркестаном – Тураном по персидским и древнекитайским летописям.



К Западному Туркестану издавна относились такие города, как: Кашгар, Хотан, Алмалы, кроме этих городов были еще такие культурные центры, как Согдиана, Фергана, Самарканд, Ходжент, Термез.

Третья: Хорезм и кипчакские земли. Это такие земли, как Кургандж, Кас — древние тюркские города. Сюда же входят пустыни и полупустыни Дешт-и-Кипчак, побережье Каспия (Хазарское царство), земли, прилегающие к Азовскому морю и городу Азов.



Туран и его история начинается 3500 лет тому назад, и история самого Турана, как древнейшего государства древнейших тюрок, зафиксированных древнееврейской Библией, ассирийскими, вавилонскими, древнекитайскими, персидскими (мидийскими) авторами, древними греками и римлянами заканчивается с преобразованием древних кочевников Средней Азии — скифов – в гуннов, в народ и государство гуннов (хуннов).



На смену сакским-скифским царствам приходит Великая Империя гуннов, раскинувшаяся от Енисея до Дуная, полностью вобравшая в себя территории древнего Турана, более того, продвинувшись и на Дальний, Тихоокеанский Восток, к Китаю и Японии. Уставшие от постоянных набегов с севера, древние китайцы вынуждены были отгородиться от гуннов каменной стеной, протянувшейся с Запада на Восток вдоль всей границы.

Прямыми наследниками гунской империи стали «небесные тюрки», которые включили в свои границы все объединения древности, то есть Западный и Восточный Туркестан. Вслед за небесными тюрками, ярчайшими представителями которых были Культегин, Тоньюкук, Бумын и Истеми, на арену истории вышли монголы, большинство воинов и военачальников которых были тюркского происхождения, более того, многие тюркские племена и роды целиком входили в войсковые подразделения монголов, становясь под знамена сыновей Чингисхана.

Читать продолжение
Теги: тюрки, Туркестан, Туран

Охота с ловчей птицей требовала не только мастерского подхода, но и особой подборки снаряжения.

Кусбеги или беркутчи — охотники, практикующие древний национальный вид охоты с ловчими птицами. Издревле охота с ловчей птицей была не столько способом добычи охотничьих трофеев, сколько искусством и развлечением одновременно. В Казахстане это развлечение — неотъемлемый атрибут культуры.

Каждый кусбеги на охоте должен при себе иметь дополнительное снаряжение: нож, аркан, багор, отвертку, шилик, нарукавник, крюк и др. С помощью шилика — жерди из ствола молоденькой ивы — вытаскивают из норы лисицу, корсака или дикую кошку. Для этого жердь просовывают расщепленным концом в нору, с силой тычут в зверя и, крутанув так, чтобы на жердь намоталась его шерсть, добычу вытягивают из норы. Этот прием называется «вытащить с помощью шилика». Чтобы поскорее покончить с лисой, ее багром прижимают к земле за шею. Поверх одежды кусбеги носят охотничий ремень с различными кольцами, кармашками. Он служит для ношения ножей, веревок, огнива и прочих принадлежностей охотника.

Но основным снаряжением, необходимым в период охоты для кусбеги являются ноговицы, наплечник, небная деревяшка, люлька, перья, когти, рукавица, подставка, катыр, кормовая сумка и пояс для трофеев.



Ноговицы (аяккап). Мешок, сшитый из звериной шкурки или шкуры недельного жеребенка. В период многодневной охоты вдали от жилья предохраняет от замерзания конечностей птицы, а также защищает лапы беркута от зубов особо изворотливого зверя, оказывающего яростное сопротивление. Особенно часто приходится надевать ноговицы на взятого из гнезда, неопытного птенца в первое время воспитания. Кроят ноговицы по размеру четырех пальцев беркута, изнутри подбивают мягкой толстой тканью, а по краю обрабатывают шелковой нитью. Иногда аяккап шьется в форме четырехпалой перчатки или рукавицы с высокими раструбами. Зачастую в наплечниках делают отверстия для когтей и с середины до самого конца зашнуровывают. Если сильный и хитрый хищник вроде лисы, в ярости грызя коготь беркута, повредит его или оторвет, можно взамен утраченного вставить искусственный коготь из серебра. Чтобы сгладить уязвимость, пострадавшую птицу называют «жезтуяк» (медный коготь). Разумеется, при взятии зверя и борьбе с ним движения такой птицы лишены былой ловкости. Есть сведения о том, что бывалые, искусные кусбеги вместо выпавшего когтя вставляли своей ловчей коготь мертвого беркута.

Люлька (кундак). Представляет собой круглый короб, плетенный из ивовых прутьев для обвивания птицы. Люлька предохраняет маховые перья беркута от переломов и защищает от холодов, снега и дождя. Существует несколько ее видов: плетенная из прутьев молодой ивы в форме кормушки, закругленная; деревянная, на шарнирах; стеганная из войлока, с тесемками. Уставшую и замерзшую птицу после охоты пеленают, как младенцы, укладывают в люльку и обвивают ременными полосами. Также в ней возят беркута при переездах на дальние расстояния.



Перья, когти. При падении беркута на добычу возможны переломы перьев маховых крыльев. Их прилаживают на место, а вместо утерянных вставляют другие. Для этого собирают перья беркута во время летней линьки или перья других птиц: грифа, черного грифа, могильника. Есть сведения о том, что при заболеваниях крыльев и когтей беркута, называемых «курт ауру» (туберкулез роговых тканей), кусбеги заменяли их другими.



Рукавица (биялай). Представляет собой рукавицу, надеваемую на правую руку беркутчи. Бывает пятипалой и трехпалой. Рукавица предназначена для ношения птицы на руке и при укрощении строптивой птицы. Она защищает руку охотника от острых и мощных когтей беркута. К тому же биялай способствует удобной и прочной посадке птицы на руке. А для мелких ловчих птиц рукавицу шьют трехпалой, из кожи мягкой выделки.



Подставка (балдак). Специальное приспособление для удобного положения руки при верховой езде с беркутом. Представляет собой подставку под руку в виде рогатки. К нижнему концу подставки для устойчивости прикрепляют закругленную «ножку» и в нее продевают ремешок-петлицу (бульдырге бау). Он служит для фиксации подставки к кольцу ленчика седла. В средней части подставки продевается ортабау (средний ремешок), который прикрепляет балдак к луке седла или к специальному стержню в передней области седла. Они обеспечивают устойчивое положение подставки во время охоты.

Читать продолжение
Теги: кусбеги, охота, беркутчи, охотник, беркут

Мавзолей виден издалека, за несколько километров, он будто подпирает небо. Аббат Байтак для заблудившегося путника, словно маяк в безлюдной степи.

Замечательным памятником района рек Улы-Ходба и Илек является некрополь Абат-Байтак, находящийся в Хобдинском районе Актюбинской области в 12 километрах к югу от поселка Талдысай. Здесь, на площади до 600 метров, раскинулся огромный некрополь, формирование которого уходит в эпоху средневековья.



Это мавзолей Абат-Байтак — выдающийся памятник зодчества, один из немногих сохранившихся в регионе мавзолеев из жженого кирпича с коническим куполом. Специалисты по истории архитектуры Казахстана долгое время считали этот мавзолей утерянным (несохранившимся). Этот незаурядный памятник, фактически заново был открыт экспедицией в 1979 году. В течение двух сезонов произведены архитектурный обмер, фотофиксация, а также раскопки в портальной части сооружения. Исследования показали, что архитектурный тип памятника близок портально-купольным мавзолеям с шатровым перекрытием (Кок-Кесене и Кесене), а не центрическим, как указывалось в литературе. Раскопки обнаружили остатки кладки пилонов портала, выступающих за линию стен на 2,98 м. Сохранившаяся высота величественного памятника 14,5 м. По архитектурно-стилевым признакам, отчасти по легенде, мавзолей датируется концом XIV — началом XV вв.



В обществе с возникновением названия мавзолея связывают несколько легенд. По самой общераспространенной из них, говорится, что здесь был похоронен Абат-батыр, сын казахского философа-утописта XV века Асана Кайгы. Абат-батыр оборонял родные территории от натиска калмыков и сумел победить хана калмыков в справедливой битве. После чего, Абат вернул своим соплеменникам захваченные земли, более того, как следствие этого, прекратились набеги калмыков. Абат трагически погиб, здесь, в урочище Бескопа, когда, по заданию отца, искал хорошие, привольные места для перекочевки. Он был сброшен верблюдицей — желмая и разбился. Мавзолей был построен в кратчайшие сроки всем населением окружающей степи. Отсюда вторая часть названия «байтак»: широкий, необозримый, всенародный. Основной вариант предания рассказан жителем поселка Талдысай Хобдинского района Шайким-акскаклом в 1980 г. Легенда достаточно широко распространилась среди актюбинских казахов — в частности, аналогичные варианты ее зафиксированы в Байганинском районе.

Во время раскопок, проводимых на территории захоронения, были найдены останки трех человек. Как правило, такие строения в степи возводились в честь ханов или потомков торе. Мавзолей Абат-Байтак послужил основой формирования к югу, западу и северо-западу от него казахского некрополя XVIII — начала XX вв. В него входят сырцовый мавзолей конца XVIII — начала XIX вв., построенный, видимо, в подражание раннему памятнику, и ансамбль великолепных разных стел-кулпытасов (более 200). Как правило, они установлены с западной стороны надмогильных насыпей или сырцовых оградок. Кулпытасы Абат-Байтака поражают разнообразием типов, необычностью композиционных и декоративных решений, изяществом резьбы.



Среди них выделяются архаичные и ранние типы стел, как, например, замечательный по своей простоте кулпытас, представляющий собой окаменевшее дерево, вкопанное у западной подошвы надмогильной насыпи. Памятник этот — достаточно прозрачная ретроспекция на генезис казахских кулпытасов. К раннему типу следует отнести и кулпытас 1785/86 гг. — простой граненный столб с полукруглым завершением. Плоскости стелы заполнены арабской эпиграфикой религиозного содержания, которая одновременно играет декоративную роль и сопровождается тамговыми знаками. Судя по тамгам, на некрополе произведены захоронения представителей различных родов Младшего жуза: табын, кете, алшын, байбакты и др.

Для большинства более поздних (XIX в.) стел некрополя характерно сочетание эпиграфики и собственно декора, причем последний превалирует, подчеркивая тем самым кулпытасы как памятники глиптики. В этом отношений можно выделить высокие образцы изящной камнерезной школы середины XIX в. С тончайшей проработкой деталей. Зачастую объемно-декоративные элементы решены в традициях резьбы по дереву. Растительные мотивы весьма популярны на памятниках некрополя и нередко выражаются в объемном решении композиции стел — фигурные устои в виде стеблей цветка, навершия в форме нераскрывшегося бутона и т. д.

Читать продолжение
Теги: старожилы, Мавзолей Абат-Байтак

Религиозный деятель, писатель Халифа Алтай известен практически каждому казаху. В настоящее время казахскому народу явно не хватает такого духовного лидера.

Ученый, религиозный просветлитель Халифа Алтай Гакыпулы родился 18 декабря 1917 года вдоль озера Жарынты в округе Шингил в Восточном Казахстане. Грамотности он начал учиться у своего отца Гакып Каракеленулы, позже обучался у местного муллы. В начале своего жизненного пути подвергался разным гонениям и переселениям. В последующие годы своей жизни посвятил себя религии, просветительству и написанию духовных трудов.



В 1933–1938 годах из-за репрессии в Китае его родные края были вынуждены перекочевать в районы Баркол, Гансу и Цинхай. Смута 1940-х годов коснулась жизни и Халифа Алтая. Переселение делилось на три потока. Первую группу переселенцев возглавил Елисхан батыр, вторую — сын Зуха батыра Солтаншарип, третью — Кусайын тайжы, который привел часть людей в местность Ганколь. Четвертая группа людей через два года скитаний вернулась в Баркол, Шонджы и Нори. В конце 1950 года группы людей, возглавляемые Солтаншарипом и Кусайын тайжы, преодолев Тибет через север Гималаев, к 1951 году обосновались в районе Кашмир.


Руководители казахских кочевников в Кашмире — Солтаншарип Зухаулы, Далелхан Жаналтай, Рож (из организации «Красный крест»), Кусайын тайжы

В 1952 году знающий Арабский язык и урду Халифа Алтай начинает работать ответственным секретарем «Общества казахских переселенцев Северного Туркестана» в г. Пешавар в Пакистане. В 1953–1954 годах становится известным как организатор переселения казахов из Пакистана в Турцию.



Караван кочевников, преодолевших Алтай и перешедших через Гималаи, пережил немало трудных моментов. Им приходилось отступать и сражаться за жизнь, бороться с тяжелыми болезнями. В конечном итоге караван обосновался в Турции. Турецкий писатель Исмаил Чингиз написал: «Когда караван турецких казахов двинулся, их было 20 тысяч. Из них до Турции дошли всего 2 тысячи. Это — большая трагедия».


Казахи в Кашмире

Халифа Алтай в Турции занялся творчеством и написал биографические книги «Мои воспоминания», «Из отцовских земель в Анадолы», «Народ, переселившийся из Алтая», описывающие мучения, которые начались в Восточном Туркестане. В 1977 году в Стамбуле выпустил исследовательский труд под названием «Родословная казахских тюрков». Окончательный переезд Халифа Алтая на историческую родину Казахстан в 1991 году стал знаковым событием тех лет.

Журналист Уларбек Нургалымулы так описывает состояние духовного ученого в моменты обретения Независимости Казахстана: в 1991 году в середине декабря проходя по одной улице Стамбула услышал кричащий на турецком языке голос по радио «Сегодня Казахстан получил независимость, на земле появилось отдельное государство Казахстан!». Услышав это, он разрыдался. На том же месте повернулся в сторону киблы и упал в земной поклон. Он начал молиться Всевышнему: «О Аллах, наконец-то казахскому народу вернулась свобода, это большая честь! Сделай же из нее великую страну! Дай ей долгих лет жизни! „От сильной радости у меня побежали слезы, я даже не заметил как долго пробыл в земном поклоне“ позже вспоминает аксакал».

Читать продолжение
Теги: Халифа Алтай

Көшпенділер өмірі жылқы малымен тікелей байланысты болғандықтан, оның бұйым-жабдықтарын жасап пайдалану да өзіндік өнер деп саналады.

Адамзат өркениетіне үзеңгіні ойлап тауып қосқан Ұлы Даланың қожайындары жылқы және оның бұйымдарын жасап, пайдалану ісінде жер жүзінде артық болмаса ешкімнен кем емес.

Ат әбзелдері және қолданылуы

Ат әбзелдері дегеніміз — жылқы малын жуасытуға, басқаруға және мінуге арналған бұйымдар. Ер тұрман бастап, жүген-ноқта, тізгін-шылбыр, өмілдірік-құйыстан секілді жабдықтар шоғыры ат әбзелдерін құрайды.


Мәскеудің халықтану музейінінң қорындағы мұра. Сурет 1931 жылы түсірілген

Қазақ халқы ат әбзелдерін тұрмыстық, сәндік, жауынгерлік мақсатқа орай пайдаланып отырған. Тұрмыстық мақсатқа күнделікті шаруаға қажет, үнемі қолданылатын ат әбзелдері жатады. Оны сәндемейді және жасау үшін ұсақ түлік тай-тайыншаның терісін-де пайдалана береді. Сәндік мақсат үшін жасалған әбзелдер қатарына ұзатылған қыздың ат әбзелі, ас-тойға немесе салтанатты жиынға баратын елбасшыларының ат әбзелдері және әулеттік-отбасылық мұра үшін арнайы сәндеп жасатқан құралдар жатады. Ал жауынгерлік әбзелдің ерекшелігі — өте берік әрі ыңғайлы етіп, нағыз атан өгіздің терісінен жасалады. Оны сәндеп жатпайды, бірақ көшпенділер шайқас кезінде ат әбзелдеріне ритуалдық таңбаларын өрнектеп салады.

Ер-тұрман қалай пайда болды?

Адам баласының асау жылқыны ауыздықтап мінуі және ер-тұрманды ойлап табуы дүниежүзілік өркениет үшін ұлы жаңалық болды. Ердің шығуы жайында Орта Азия халықтарында мынадай, аңыз бар: «Бірнеше мың жыл бұрын мұсылман патшасы Жәмшид ұзаққа созылған атты жорықтан соң, артын жарақаттап алады, ауырған жерін жеңілдету үшін, атының арқасына иленген нан (қамыр, жайма) салғызып мінеді. Ауырған жері жазылып жайма нанның аттың арқасына келісті формаға келіп қатая бастағанын байқаған патша, аяғының талғанын қойдыру үшін ат үстінен тұзақ тастап, оған аяғын салады, аяғының талғаны тоқтайды. Сонда патша жайма нанның формасындай етіп, ағаш пен былғарыдан зат жасауды бұйырады. Сөйтіп бұл нәрсені ер деп атайды».


Алтайдан табылған көне ер-тұрманның реконструкциясы

Ертедегі Ұлы Дала тайпаларының ер-тұрманы жұмсақ жасалған әрі бір айылмен тарта салатын болған. Тоқымнан, ердің екі қасына ұқсастырып жасалған ішіне шөп, бұғының жүнін тыққан екі көпшіктен, айыл-тартпадан, өмілдірік және құйысқаннан тұрғанын Пазырық, Берел қорғандарынан табылған ер-тұрмандардан көруге болады. Ал еуропалық халықтарға ер-тұрман кейіннен таныс болды. Бұл туралы мәліметтерді 340 жылы Рим тағының мұрагері кіші Константинді өлтіруге байланысты оқиғадан, 385 жылы Император Феодосийдің пошта аттарына салынатын ер-тоқымның салмағы 60 фунттан аспасын деген ережесінен білеміз. Ал ғұндар дәуірінде алдыңғы-артқы қасы бар, сүйегі қатты, ағаштан жасалған ерлер кең қолданыла бастаған.

Ат әбзелдерінің түрлері

Тебінгі — жұмсақ теріден немесе былғарыдан жасалатын, ердің қос қапталындағы үзеңгі бауды басып тұратын жұқа жабылғы. Ол тоқым мен үзенгі бауды терден сақтайды.

Таралғы немесе үзеңгі бау деп ердің қапталындағы ойыққа өткізіліп, үзеңгіге бекітілген қайыс бауды айтады. Бауды иленген қайыстан екі немесе үш елі етіп тіліп жасайды. Жайшылықта үзенгі бау бір қабат болса, жаугершілік кезінде сарбаздар үзеңгі бауды бірнеше қабаттайтын болған. Ал үзеңгі — атқа мінуге, сол сияқты ердің үстінде екі аяқты тіреп, нық отыруға, тебінуге мүмкіндік беретін құрал.

Пыстан — көпшіктің, ат көрпенің үстінен баса тартылатын төсайылмен бірге жүретін, ер жабдықтарының арасындағы ең көрнекті көз тартатын түрі. Ат көрпені алды-артынан басып тұратын жіңішке бау тағылады. Бауды «пыстан бау», «көпшік бастырма», «бастырма», «көрпе бастырма» деп әр түрлі айтады.

Жүген — желкелік, милық, кеңсірік, қасқалық, сағалдырық, сулық, ауыздық және тізгін-шылбырдан тұратын, аттың басына кигізілетін, міндеті — атты иесі ырқына бағындыруға көмектесетін әбзел. Жүгеннің түрі көп. Атап айтқанда: күміс (күмістелген) жүген, өрім жүген, шашақты жүген, қасқа жүген, үкілі жүген, түймелі жүген т.б. Жүген басына ауырлық келтіретіндей болмауы керек. Сондай-ақ, ертеде бәйбішелер мінетін жуас жылқыларға жібек жүген қолданатын болған.



Құйысқан — аттың үстіндегі ертоқымы қия жерде-мойнына қарай сырғып кетпес үшін, аттың түп құйрығынан өткізіп, ердің артқы қанжығалығына бекітетін қайыстан жасалатын құрал. Құйысқанның екі жақтауы және жаңбырлық-салпыншақ атты жылқының сауырын жапқан үзбелері болады.

Өмілдірік — жұмсақ қайыстан сәндеп жасалатын, ер артқа қарай сырғып кетпеу үшін, аттың омырауын орай тағылған құрал. Өмілдірік төсбау және айылбас салпыншақтардан тұрады. Төсбаудың міндеті — омыраудағы өмілдірік аттың бауыздауына қарай сырғып кетпеу үшін, бір ұшы төс айылға байланып тұрады.

Айыл — аттың үстіндегі ер-тұрманды нық ұстап тұратын, жалпақтығы екі елі қайыс құрал. Айыл ердің қамшылар жағына бекітіліп, аттың бауырынан өткізіліп, жырымға қосылады. Айылдың міндетіне қарай төс айыл және шап айыл деп бөледі.

Толығырақ
Теги: Көшпенділер өркениеті, ат әбзелдері

4 октября 1920 г. I съезд Советов Казахстана провозгласил образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики и сформировал первое правительство в республике — Совет Народных Комиссаров.

Система народных комиссариатов просуществовала до марта 1946 г.

Всего за этот период сменилось 403 наркома (включая первых заместителей), чьи биографии представлены в справочнике. Среди наркомов первых составов были лидер Алаш-Орды А. Байтурсынов, его единомышленники Ж. Аймауытов, А. Кенжин, С. Садуакасов. Нередко наркоматы возглавляли бывшие меньшевики, эсеры, анархисты. Но уже с середины 20-х годов все противники большевиков, пусть и бывшие, были изгнаны, и руководителями государственных органов становились исключительно члены Коммунистической партии.

Семен Бурдаков

(1901–1978)

Очередным наркомом стал Семен Бурдаков, охарактеризованный Шрейдером как «карьерист высшей марки». Еще раньше он отличился в уничтожении казахстанской элиты в качестве зампреда спецколлегии Верховного суда Казахской ССР. Впоследствии был назначен начальником Управления топливной промышленности ГУЛАГа. Бурдаков стал первым «энкавэдэшником» 1930-х, не подвергшимся репрессиям.

Бабкин Алексей

(1906–1950)

Дважды — с августа 1940 г. до февраля 1941-го и с июля 1941-го по 1943 г. возглавлял наркомат Алексей Бабкин (в феврале 1941-го НКВД был объединен с Наркоматом госбезопасности, и небольшой промежуток между февралем и июлем 1941-го обязанности наркома исполнял Федор Харитонов). В апреле 1943-го НКГБ был вновь выделен в самостоятельный наркомат, и А. Бабкин стал его наркомом.

Последним наркомом НКВД 1943—1946 гг. волей судеб оказался Николай Богданов, дослужившийся до звания генерал-лейтенанта и должности начальника управлений Московской и Ленинградской областей, а затем и замминистра внутренних дел РСФСР.

Все наркомы до С. Бурдакова НКВД были арестованы, подверглись пыткам. Как вспоминает дочь Сулеймена Ескараева: «В августе 1937 г. отца арестовали. В то время мы с мамой жили на даче. Однажды ночью незнакомые люди ворвались в дом и начали обыск. Унесли с собой рукописи, фотографии… На последней нашей встрече опухшее от побоев с запекшейся кровью лицо отца было неузнаваемо».

С. Ескараев был расстрелян 25 февраля, М. Орымбаев — 26 февраля, М. Мырзагалиев — 27 февраля 1938 г. 13 октября 1938-го приговорен к расстрелу К. Авезов, в свое время ставший первым главой правительства Каракалпакии. Л. Залин и С. Реденс расстреляны в один день — 21 января 1940 г. Закарья Мухеев 18 октября 1937-го был приговорен к 8 годам лишения свободы, и хотя через год следственное дело было прекращено, освобождение не наступило. Помыкавшись по лагерям, Мухеев умер в Сороклаге (Коми АССР) в марте 1942 г.

Все репрессированные наркомы, кроме Л. Залина, были реабилитированы во второй половине 50-60-х годов. Факт реабилитации не снимает, конечно, с них ответственности за происходившее в те годы. Недаром само название этого мрачного ведомства наводило страх на всех — от ответработников до простых обывателей. Но в то же время исключения бывали всегда и везде. Сейчас публикуется много воспоминаний людей, пострадавших от репрессий, и даже они, не питающие добрых чувств к НКВД, рассказывают о случаях мужества, порядочности и честности, проявленными его работниками. Об одном из них есть строки в воспоминаниях знаменитого нашего артиста Б. Аюханова о своем репрессированном отце: «Однажды к маме пришел человек, который представился следователем Альжановым, ведущим дело папы. Он передал записку от отца, заверил мать, что отец не „враг народа“, сказал, что вызывает его по ночам как будто бы на допрос, но на самом деле просит отца читать ему лекции по философии… Мама, конечно, была в растерянности от этого посещения: не провокация ли? Но, оказалось, следователь действительно был порядочным и мужественным человеком». Этот случай, хоть и не типичный, был одним из многих.

В 1946 г. И. В. Сталин, воодушевленный победой в войне и уверовавший в незыблемость социалистического строя, предпринял реорганизацию всей системы государственного управления СССР. Выступая на Пленуме ВКП (б) 14 марта 1946 г., он дал такое разъяснение: «Народный комиссар или вообще комиссар отражает период неустоявшегося строя, период гражданской войны, период революционной ломки и прочее, и прочее. Этот период прошел… Коль скоро наш общественный строй вошел в быт и стал плотью и кровью, уместно перейти от названия «народный комиссар» к названию «министр». И хотя некоторое время вновь назначенных министров продолжали называть по привычке наркомами, народные комиссариаты стали историей. Комиссары уступили место «управленцам» — министрам (от лат. ministros — служу, управляю).

Асима Ипмагамбетова, начальник отдела Архива Президента РК

13 наркомов НКВД: Мухамедхафи Мырзагалиев

13 наркомов НКВД: Абдрахман Айтиев и Мукаш Орымбаев

13 наркомов НКВД: Закария Мукеев и Сулеймен Ескараев

13 наркомов НКВД: Касым Авезов, Лев Залин и Станислав Реденс
Теги: нарком, НКВД

«Ақ сүйек» («белая кость») делилась на два сословия: торе и ходжа

Казахское общество в прошлом четко делилось на «ақ сүйек» («белую кость») и три жуза. Эти группы существенно отличались друг от друга в статусно-правовом, политическом, социокультурном и функциональном отношениях. Белая кость занимала самое высокое положение и была социально изолирована: ее пополняли лишь в силу происхождения, а не благодаря каким-то личным достоинствам и заслугам.

Первая социальная группа «ақ сүйек» («белая кость») представляла собой закрытую привилегированную группу людей. В силу ее особого династического происхождения, они были сословно замкнуты и изолированны от генеалогической структуры трех жузов. В свою очередь, аристократическая белая кость делилась на два сословия: торе и ходжа. Их представители приобретали высокий социальный статус и вместе с ним все особые права, потомственно принадлежащие этой сословно-кастовой группе, по праву рождения независимо от своего экономического положения и личных интеллектуальных, физических и нравственных качеств.



Торе представляли собою основу белой кости. Они являлись потомками Чингиз-хана, сына его Джучи. Торе играли верховенствующую роль в политике, экономической и общественной жизни. Из числа торе избирался хан, наделенный верховной властью и руководивший казахским обществом. Хан правил всеми племенами и родами в своем ханстве. Кроме хана, в число торе входили султаны, выдвигавшие его наверх из своих рядов. В отличие от верховного правителя — хана, просто правитель — султан правил несколькими племенами и родами. При необходимости тот или иной султан передвигался ступенью выше и, будучи поднятым на белой кошме знатными людьми из большинства племен и родов, признавался ханом. Служилые люди — толенгуты послушно и беспрекословно исполняли все повеления высших аристократов как в обыденное, мирное время, так и на войне.

Читать продолжение
Теги: ақсүйек, торе, Ходжа

На этой земле были захоронены великие люди истории, как Абулхайр, Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай-хан, Каз дауысты Казбек-би и другие.

Туркестан всегда занимал особое место в истории древнего Востока. Он был духовным центром жителей Казахстана и Средней Азии. В письменных источниках X века отмечается, что город раньше назывался Яссы и Шавгар, а позже именовался как Туркестан. Слово «Турк» означает храбрость, а «стан» с персидского переводят как страна, либо объединение народов. Из этого следует, что название города «Туркестан» можно истолковать как «Страна храбрецов».



В исторических данных, указано, что вплоть до VIII века Яссы был в составе Тюркского, Западного, Тюргешского и Карлукского каганатов, более того он успел побывать столицей огузов, карлуков и арабов. Туркестан являлся столицей Казахского ханства в XVI — XVIII вв.



Казахские правители понимали, что этот город геополитически и духовно значим, для объединения кочевых народов, которые входили в группу ранних государственных образований. Туркестан и его великие исторические памятники имеют тесную взаимосвязь с понятием казахской государственности. Это можно отметить, тем, что Туркестан со временем стал кузницей великих государственных деятелей, именитых поэтов и ученых. На этой земле были захоронены великие люди истории, как Абулхайр, Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай-хан, Каз дауысты Казбек-би и другие.



Особую роль в истории этого города занимает и храбрец Касым хан: «…..Поражение в улусе ногаев охладило боевой пыл казахских воинов. Но так было только на первый взгляд. На самом деле Касым готовил свое войско к новому походу. Султан сам взялся за исправление допущенных ошибок. Он убрал из войска недостойных военачальников и на их место подобрал верных и знающих людей. Управителями городов, которые находились там, где, по его мнению, должен пройти враг, были назначены братья и другие родственники. Например, Сузаком и прилегающими к нему землями управлял его брат Махмуд Султан. Однажды в разгар суровой зимы Касым получил неожиданное известие. Оказывается, Мухаммед Шайбани надолго не задержался в улусе ногаев и снова появился в районе реки Сыр. Махмуд Султан со своими сарбазами выступил против шайбанидов. Врагов было намного больше, чем казахов, поэтому Махмуд просил о помощи. Узнав об этом, хан Бурундук и султан Касым, несмотря на лютый мороз, немедленно выступили на подмогу. Пути противников перекрестились на перевале Согынлык между городами Сузак и Сыгнак. Начался бой. Захватить перевал никому не удавалось. Тогда, рассвирепев от неудачи, Касым взял командование на себя. И ход боя изменился. Враги дрогнули и вынуждены были бежать, навсегда оставив пределы, Южного Казахстана».

Читать продолжение
Теги: Туркестан, Абулхайр, Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан, Аблай-хан, Каз дауысты Казбек-би

4 октября 1920 г. I съезд Советов Казахстана провозгласил образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики и сформировал первое правительство в республике — Совет Народных Комиссаров.

Система народных комиссариатов просуществовала до марта 1946 г.

Всего за этот период сменилось 403 наркома (включая первых заместителей), чьи биографии представлены в справочнике. Среди наркомов первых составов были лидер Алаш-Орды А. Байтурсынов, его единомышленники Ж. Аймауытов, А. Кенжин, С. Садуакасов. Нередко наркоматы возглавляли бывшие меньшевики, эсеры, анархисты. Но уже с середины 20-х годов все противники большевиков, пусть и бывшие, были изгнаны, и руководителями государственных органов становились исключительно члены Коммунистической партии.

Через два года, в августе 1929-го, Казкрайком ВКП (б) принял решение о восстановлении Наркомата внутренних дел. Тогда же вступил в должность наркома Касым Авезов, ранее работавший начальником Центрального административного управления и секретарем КазЦИКа. Это был первый нарком НКВД, получивший образование, хотя и неполное, в советском вузе: он окончил совпартшколу и два курса Средне-Азиатского коммунистического университета в Ташкенте.

Деятельность его на посту наркома совпала с массовыми антисоветскими крестьянскими выступлениями, которые были подавлены с величайшей жестокостью. Главную роль в этом сыграл НКВД. В 1930 г. в связи с передачей территории Каракалпакии из состава Казахстана в состав РСФСР (к Узбекистану Каракалпакия отошла в 1936 г.) К. Авезов, каракалпак по национальности, был направлен на работу в Каракалпакскую автономную область. После Авезова нарком не назначался, временно его обязанности исполнял Михаил Табакин. В том же году НКВД был ликвидирован.



Лев Залин (1897–1940)

Вновь возродился республиканский Наркомат внутренних дел в период массовых политических репрессий — в январе 1937 г. И тут впервые была нарушена давняя традиция, по которой этот наркомат, в отличие от других подобных ведомств, возглавляли местные кадры, причем все они, кроме К. Авезова, были казахами. В январе 1937 г. пост наркома занял Лев Залин, присланный «бывшим казахстанцем», наркомом СССР Николаем Ежовым.

Это был чекист-профессионал, начало деятельности которого в органах ВЧК—ОГПУ—НКВД относится к 1920 г. Именно под руководством Л. Залина в Казахстане развернулась работа по «выкорчевыванию врагов народа». Но тем не менее в Москве посчитали, что Залин находится под сильным влиянием первого секретаря Казкрайкома ВКП (б) Л. Мирзояна, «либеральничает, распустил аппарат» (как известно, Л. Мирзоян долгое время противился арестам партийных и советских кадров Респубилки, пока тучи не сгустились над ним самим). Вскоре Залин был отозван в Москву и там арестован.



Станислав Реденс (1892–1940)

В январе 1938 г. новым наркомом НКВД был назначен Станислав Реденс — свояк И. В. Сталина (он был женат на А. С. Алилуевой — сестре жены Сталина). Реденс выдвинулся на высокие посты в ВЧК давно, независимо от Сталина. Поляк и друг Ф. Дзержинского, он стал личным секретарем последнего, затем начальником Одесской, Харьковской, Крымской ЧК. На Украине Реденс был главным организатором жестоких репрессий в период коллективизации. В 1934 г. он начальник НКВД Московской области. Реденс по праву считается одним из руководителей террора 1937—1938 гг.

Даже симпатизирующий ему М. Шрейдер, замнаркома НКВД Казахстана в 1938 г., в своих воспоминаниях пишет: «Вглядываясь в его лицо, я радовался, видя его не изменившимся, и гнал от себя мысли о том, что это тот самый Реденс, под руководством которого Радзивиловский с компанией начинал свою страшную работу по уничтожению руководящих партийных и советских работников Москвы и области».

В Казахстане он завершил аресты руководящего состава республики, начатые Залиным, что, как и высокое родство, не спасло его самого. 22 ноября 1938 г. Реденс был арестован как участник «польской диверсионно-шпионской группы». Приказ об освобождении от должности Реденса был издан НКВД СССР в январе 1939 г., когда тот был в тюрьме уже два месяца.

Асима Ипмагамбетова, начальник отдела Архива Президента РК

13 наркомов НКВД: Мухамедхафи Мырзагалиев

13 наркомов НКВД: Абдрахман Айтиев и Мукаш Орымбаев

13 наркомов НКВД: Закария Мукеев и Сулеймен Ескараев
Теги: НКВД, нарком, Касым Авезов, Лев Залин, Станислав Реденс, Михаил Табакин

«Покажись мне на глаза, когда тоскую я, ахоооу,

ты так похорошела, когда надела серьги, пай-пай.

Невеста моя, приходи поскорее, звеня серьгами, ахоу,

Сердце щемит, оно ждет тебя, пай-поу».

Отрывок из народной песни «Сырғалым».

Иногда мальчикам тоже надевали серьги

Родители, у которых очень поздно родился мальчик, следуя примете, продевали в ухо ребенка серьгу. Это делалось с целью уберечь его от сглаза, различных недобрых сил, для того, чтобы ребенок был здоров. У казахов мальчики носили эту серьгу до пяти лет, а у узбекского народа — до вступления в брак. В узбекской семье, когда мальчик взрослел, начинал возмужать, его родители устраивали той на всю округу, на котором они вынимали серьгу из уха сына. У казахского народа такой той называется «сырға той». Обряд ношения сережки у мужчин сохранялся вплоть до начала ХХ века. Редкие случаи встречались и до 40–50 гг. ХХ века.



Любимые дочери отца носили сережку в носу

Согласно исследователю Андрееву: «Казахские женщины носят на груди украшения. На голову надевают жаулык (платок), а сверх оного — накладку на лоб, у коей прицеплены нитки жемчуга и коралла. Некоторые носят в носу маленькое серебряное колечко, по которому определяют любимую дочь отца. Перстней надевают множество; носят серьги по большей части на больших кольцах, длинные с жемчужинами». Судя по этим сведениям, можно предположить, что у казахов бытовала традиция ношения сережки в носу.



Серьги оберегали от сплетен и пересудов, недобрых слов

В народном представлении серьга защищала своего владельца от негативной энергии, недобрых слов, сплетен и пересудов. Кроме того, когда женщины вели разговор между собой, то несовершеннолетним детям, которые находились рядом, говорили «құлағына алтын сырға» — «золотые серьги в уши» для того, чтобы ребенок не воспринимал ненужные ему сведения, а черпал из беседы только всё самое ценное. Серьги — это и внешний атрибут, показывающий авторитет женщины. По размеру серег можно судить о собственности их владелицы, о возрасте, происхождении, можно определить, в какой среде она росла.

Кроме того, художественное решение при украшении серег применялось в зависимости от материла, из которого изготавливались серьги. Серьги, покрытые золотом, усеянные драгоценными камнями, притягивали взор. Женщины Средней Азии носили объемные серьги. Считалось, что чем серьга объёмнее, тем она дороже и красивее, что соответственно повышало и статус владелицы. Часто женщины, собираясь на той, надевали такие тяжелые серебряные серьги.



Серьги подготавливали женщину к материнской роли

Серьги влияют на формирование внешней красоты девушки, на совершенствование ее женских качеств. Считается, что данное изделие — это залог того, что девушка в будущем сможет родить много детей. На серьгах у девушки, достигшей возраста, когда ее можно сватать, присутствуют изображения Солнца, Луны, а на подвесках серег — зерна семян, листочки цветка, которые указывают на ее репродуктивность. Все это намекает на то, что она может родить много детей. На сегодняшний день, согласно традициям, считается неприличным не носить кольца, серьги. Так, используемый в казахских сказках элемент — временное превращение девушки в серьгу(-и) указывает на принадлежность этого изделия слабому полу, а драгоценные камни в казахских эпосах воспринимаются как символ красоты.

Есть традиции, которые не поддаются пониманию

С тела умершей женщины снимают все украшения, а ее волосы заплетают. Оставляют только серьги, потому что бытует поверье: если в ушах женщины нет сережек, то в ушное отверстие вползет змея. Если при жизни женщина не носила серьги, в таком случае нужно было обязательно проколоть мочки ее ушей. По сведениям Табарида, в 728–729 гг. н. э. и 738–739 гг. н. э., когда тюрки оплакивали полководцев, погибших на войне, то женщины расцарапывали себе лицо и продырявливали себе уши. До начала ХХ века считалось строгим правилом так наказывать себя, когда казахские или киргизские женщины становились вдовами. В храме Пенджикента есть картина, на которой изображен момент отрезания ушей во время оплакивания усопшего. Подобный обряд распространен у многих народов мира.

Читать продолжение
Теги: Традиционная жизнь в степи, серьги, национальные украшения

4 октября 1920 г. I съезд Советов Казахстана провозгласил образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики и сформировал первое правительство в республике — Совет Народных Комиссаров.

Система народных комиссариатов просуществовала до марта 1946 г.

Всего за этот период сменилось 403 наркома (включая первых заместителей), чьи биографии представлены в справочнике. Среди наркомов первых составов были лидер Алаш-Орды А. Байтурсынов, его единомышленники Ж. Аймауытов, А. Кенжин, С. Садуакасов. Нередко наркоматы возглавляли бывшие меньшевики, эсеры, анархисты. Но уже с середины 20-х годов все противники большевиков, пусть и бывшие, были изгнаны, и руководителями государственных органов становились исключительно члены Коммунистической партии.



Закария Мукеев (1892–1942)

В конце 1924 г. наркомовский кабинет занял Закария Мукеев. В отличие от своих предшественников, происходивших из сельских семей, он родился в Петропавловске, в семье рабочего. Систематического образования не получил, но в 1921 г. окончил Оренбургский рабфак. Работал некоторое время в милиции и губрозыске.

Сразу же после назначения Мукеева появились слухи, что новый нарком НКВД в прошлом совершил уголовное преступление. Вопрос об этом подняли и некоторые делегаты V съезда Советов Казахстана. В марте 1925 г. прокурор Акмолинской губернии И. Мустамбаев в письме в Казобком РКП (б) посчитал обвинения обоснованными.

Последовавшее партийное расследование установило, что 3. Мукеев в 1922 г., в бытность помощником начальника Акмолинского губрозыска, был осужден (кстати, следствие вел будущий нарком юстиции и прокурор республики Нигметулла Сыргабеков), но суд, учтя проле- тарское происхождение и революционные заслуги Мукеева, ограничился условным наказанием.

Партколлегия Контрольной комиссии ВКП (б) приняла решение о немедленном снятии его с занимаемой должности. Затем он работал зав. магазином, был директором рудников, зав. гаражом. В начале 1930-х вновь наметился карьерный рост Мукеева в новой для него отрасли — коневодстве, находившейся под личным патронажем С. М. Буденного.

Но наступил 1937 г., и 3. Мукеев, начальник Кустанайского областного управления коневодства, был арестован.



Сулеймен Ескараев (1897–1938)

В апреле 1925 г. V съезд Советов Казахстана избрал наркомом НКВД Сулеймена Ескараева. Он занимал эту должность до августа 1927 г. С. Ескараев, несомненно, обладал блестящими организаторскими способностями, не чужд был и публицистике.

Его статьи нередко появлялись на страницах республиканских газет. В августе 1927 г. НКВД был реорганизован в Центральное административное управление, а С. Ескараев по личной просьбе назначен начальником Краевой школы милиции.

Затем он, окончив Всесоюзную плановую академию в Москве, работал председателем Карагандинского облисполкома, наркомом юстиции и прокурором республики, зампредом Совнаркома.

Асима Ипмагамбетова, начальник отдела Архива Президента РК

13 наркомов НКВД: Мухамедхафи Мырзагалиев

13 наркомов НКВД: Абдрахман Айтиев и Мукаш Орымбаев
Теги: нарком, НКВД, Закария Мукеев, Сулеймен Ескараев