История Казахстана / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


 
Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры












История Казахстана



Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.

Блог ehistory Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



В Национальном музее РК презентовали серию картин к празднованию 550-летия Казахского ханства.

22 июля 2015 года в Национальном музее Республики Казахстан состоялась презентация триптиха «Мәңгілік Ел».



Напомним, что триптихом называют произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей. Над серией картин «Мәңгілік Ел» несколько лет работал творческий коллектив отечественных художников, которым руководил известный художник, лауреат Государственной премии Ерболат Толепбай.



Каждая картина из этой серии имеет свой особый смысл и стиль написания. Первая часть триптиха «Мәңгілік Ел» построена на образах основоположников Казахского ханства — Керей хана и Жанибек хана. Данное полотно отличается сложной многофигурной композицией и историческим сюжетом, а именно, на картине изображено собрание казахов, которое является началом последующего объединения казахских родов в одно государство — Казахское ханство.



Центральной частью триптиха является изображение первого казахстанского Президента, идущего в новое пространство, что символизирует историческую границу между XX и XXI веком. Главной целью произведения является изображение Лидера Нации, способного повести за собой общество, консолидировать народ вокруг себя, оберегая страну от кризисов и потрясений. Художественный образ Первого Президента раскрывается авторами прежде всего через его исторически масштабную государственную деятельность. Насыщенный и яркий цветовой колорит живописного произведения символизирует энергию и отражение динамики нашего времени.



Третья часть триптиха посвящена своду общеказахского традиционного права «Жеті жарғы». Композиция объединяет множество действующих лиц с размещением в центре главных казахских биев во главе с Тауке ханом. Исторический сюжет дополнительно раскрывается через включение этнографических и архитектурных элементов, передающих атмосферу описываемой эпохи.

Читать продолжение
Теги: история, картины


4 октября 1920 г. I съезд Советов Казахстана провозгласил образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики и сформировал первое правительство в республике — Совет Народных Комиссаров.

Система народных комиссариатов просуществовала до марта 1946 г.

Всего за этот период сменилось 403 наркома (включая первых заместителей), чьи биографии представлены в справочнике. Среди наркомов первых составов были лидер Алаш-Орды А. Байтурсынов, его единомышленники Ж. Аймауытов, А. Кенжин, С. Садуакасов. Нередко наркоматы возглавляли бывшие меньшевики, эсеры, анархисты. Но уже с середины 20-х годов все противники большевиков, пусть и бывшие, были изгнаны, и руководителями государственных органов становились исключительно члены Коммунистической партии.

В октябре 1921 г. наркомат возглавил Абдрахман Айтиев — земляк М. Мырзагалиева, уже занимавший ранее должность руководителя отдела внутренних дел в составе Казревкома. Выходец из бедной семьи, Айтиев принадлежал к людям, которых не без оснований называли пламенными революционерами. В качестве наркома НКВД он оказался «долгожителем», занимая должность почти два с половиной года (обычный срок пребывания в этой должности тогда редко превышал год).


Абдрахман Айтиев (1886–1936)

В характеристике на Айтиева, выданной секретарем Казобкома РКП (б) Г. Коростелевым, указывается: «Политически устойчив, колебаний от большевизма не было. Энергичный, настойчивый в проведении принятых решений. Имеет организаторские способности». На посту наркома он возглавил комиссию по приему Семипалатинской и Акмолинской губернии от Сибирского ревкома в состав Казахстана. Позже А. Айтиев работал в системе Казгосторга, проректором Алма-Атинского зооветинститута, директором Центрального музея Казахстана.

В 1934 г., будучи директором Алма-Атинского заповедника, был исключен из партии, потом восстановился, работал директором курорта, преподавателем школы ФЗО. О работе НКВД 1920-х гг. красноречиво говорят строки из докладной на имя ВЦИК Смагула Садуакасова, лидера оппозиции политическому курсу Ф. Голощекина: «Милиция в степи — все. Нет в общественной жизни казахского населения факта, которого не вносила бы деятельность милиции, и нет такого дела, которое не зависело бы от милиции.

Идет разговор о получении продразверстки, получении рабочих рук путем мобилизации, разрешении земельных вопросов — везде обращаются к милиции. В последнее время милиция в степи вмешивается даже в брачное право… Зампред Зайсанского ревкома телеграфирует: «…милиция расстреляла безо всяких причин 15 казахов. Многие арестованы. Это обстоятельство навело панику на население волостей… Везде и всюду царствуют полнейший хаос, смешение функций, злоупотребления».


Мукаш Орымбаев (1900–1938)

После А. Айтиева несколько месяцев наркомом был Мукаш Орымбаев. Настоящая его фамилия — Чормуков, двенадцатилетним подростком он взял фамилию дяди. До назначения М. Орымбаев, окончив курсы ВЧК в 1921 г., работал членом Семипалатинского ревтрибунала, зампредом губсуда.

НКВД возглавлял с февраля по ноябрь 1924 г., в период национального размежевания республик Средней Азии и Казахстана. Затем работал зампредом республиканской партийной контрольной комиссии, возглавлял наркомат финансов, назначался председателем Южно-Казахстанского и Гурьевского исполкомов.

В голощекинский период поддерживал С. Садуакасова, всячески пытался смягчить участь казахских тружеников, что послужило даже причиной возникновения на него «дела» с вовлечением в него Николая Бухарина и Центральной контрольной комиссии ЦК ВКП (б).

Асима Ипмагамбетова, начальник отдела Архива Президента РК

13 наркомов НКВД: Мухамедхафи Мырзагалиев
Теги: нарком, НКВД, Абдрахман Айтиев, Мукаш Орымбаев

«Тренд Казахстана — успешные люди». Эксклюзивное интервью с ведущей солисткой «Астана Опера» — Айгуль Ниязовой.

Айгуль обладает уникальным голосом, она исполняет такие ведущие партии как Сара в опере «Биржан-Сара» и Татьяну из «Евгения Онегина». Сегодня она, подобно Куляш Байсеитовой — основательницы казахской оперы, создает современное казахстанское оперное искусство.

— Откуда у Вас появилась любовь к музыке?

— Впервые я увидела фортепиано, когда была еще ребенком. Помню, что оно произвело на меня неизгладимое впечатление. Контраст черных и белых клавиш сразу же меня заворожил. Это была любовь с первого взгляда! По моей просьбе, первого сентября папа повел меня в первый класс музыкальной школы. На мой взгляд, мне помогли гены, ведь казахский народ сам по себе достаточно музыкален. В нашей семье прекрасно пела бабушка, и я переняла эту эстафету.

— Как Вы пришли в оперу?

— Начиналось все с Павлодарского музыкального училища, которое я окончила по классу фортепиано, двенадцать лет я была пианисткой. Потом встал вопрос о том, куда идти дальше. Мне всегда хотелось петь, и, посоветовавшись с педагогом, я решила в дальнейшем заниматься классическим вокалом. Мне улыбнулась удача — благодаря хорошей подготовке и вокальным данным я набрала высокие баллы на вступительных экзаменах в консерваторию им. Курмангазы в Алматы на специальность «Оперное пение» и стала ученицей народной артистки РК Хорлан Калиламбековой.



— Как Вам удалось пройти обучение на родине оперного искусства в Италии, в Академии Ла Скала?

— Впервые я посетила Италию в 2007 году, второй раз я побывала там в 2010. Благодаря вниманию Президента Н. А. Назарбаева к нашей казахстанской культуре, была инициирована государственная программа, реализованная при поддержке Министерства культуры РК. В рамках этой программы из театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой для обучения в Академию Ла Скала были направлены десять солистов, среди них была и я.



— Как Вы стали ведущей солисткой оперы?

— Постепенно. Только труд, труд и еще раз труд. Необходимо регулярно посещать занятия, много работать над голосом. Многим представителям сегодняшнего молодого поколения, при наличии всех возможностей, не хватает терпения и трудолюбия. Легких путей к успеху не бывает, особенно в нашем деле, голос — это самый сложный и уникальный инструмент. Будучи студенткой третьего курса Казахской национальной академии музыки, я начала стажироваться в Национальном театре оперы и балета имени Куляш Байсеитовой, начинала с маленьких ролей. Особо трепетно я отношусь к партии Сары из оперы «Биржан-Сара». Готовила я ее еще к дипломной работе, и уже на протяжении 16-ти лет я с ней не расстаюсь.

— Где Вам больше нравится выступать: за границей или в Казахстане?

— Самое большое удовольствие я получаю от выступлений в Казахстане. Казахстанская публика очень ценит и тепло принимает наше творчество, наши старания. Миссия артистов — воспитать публику, привить ей тонкость вкуса и понимание по-настоящему высокого искусства, подарить радость от встречи с прекрасным и поделиться любовью к классической музыке.

— Спасибо за интервью!

Фото предоставлены театром «Астана Опера», фотограф: Карла Нур.
Теги: Айгуль Ниязова, опера, Тренд Казахстана

4 октября 1920 г. I съезд Советов Казахстана провозгласил образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики и сформировал первое правительство в республике — Совет Народных Комиссаров.

В состав правительства вошли 12 руководителей народных комиссариатов — наркомов. Система народных комиссариатов просуществовала до марта 1946 г.

Всего за этот период сменилось 403 наркома (включая первых заместителей), чьи биографии представлены в справочнике. Среди наркомов первых составов были лидер Алаш-Орды А. Байтурсынов, его единомышленники Ж. Аймауытов, А. Кенжин, С. Садуакасов. Нередко наркоматы возглавляли бывшие меньшевики, эсеры, анархисты. Но уже с середины 20-х годов все противники большевиков, пусть и бывшие, были изгнаны, и руководителями государственных органов становились исключительно члены Коммунистической партии.

Наркомы одними из первых попали под жернова сталинских репрессий. Так, из 126 наркомов, назначенных в 1920—1938 гг. (исключая 6 человек, к тому периоду умерших), были репрессированы 74. Причем в 1937—1938 гг. арестованы 72 человека. Из них расстреляны — 51, приговорены к различным срокам заключения — 21, двое покончили жизнь самоубийством, не дожидаясь вынесения приговора.

В справочнике внимательный читатель увидит много знакомых имен. Но еще больше здесь незнакомых, незаслуженно забытых, и в этом — ценность книги о казахстанских наркомах. Здесь мы хотим привести взятые из книги сведения о наркомах самого знакового наркомата того времени — НКВД. Через его застенки прошла большая часть всех сталинских наркомов, расстрелянных или погибших в муках.

Их путь впоследствии повторили и почти все руководители самого НКВД.

Кого-то из них мы помянем добром, кого-то — совсем другими чувствами, но история остается беспристрастной…



Мухамедхафи Мырзагалиев (1889–1938)

Более других наркоматов населению того времени был печально известен Наркомат внутренних дел, чаще именуемый НКВД. На I съезде Советов его главой был избран Мухамедхафи Мырзагалиев.

Он родился в 1887 г. в урочище Даункуль Караобинской волости Джамбейтинского уезда нынешней Западно- Казахстанской области. Отец его был состоятельным человеком. Окончив реальное училище в Уральске, Мухамедхафи продолжил образование в Мариинском сельскохозяйственном училище близ Саратова. Еще в годы учебы в Уральске примкнул к революционному движению, сочувствовал идеям партии «Алаш».

В 1917—1918 гг. был членом Уральского Киробкома, участвовал в работе Каратюбинского съезда, где было выбрано Западное отделение правительства Алаш-Орды. Но на съезде разошелся с Ж. и X. Досмухамедовыми и вошел в состав организации «Ак жол», созданной А. Али- бековым и Е. Касабулатовым. В годы гражданской войны был заместителем председателя и председателем Урало-Букеевского и Джамбейтинского ревкомов.

В должности наркома внутренних дел М. Мырзагалиев проработал год. Позже стал председателем Совета Народных Комиссаров, одновременно возглавлял республиканскую партийную организацию, работал наркомом фи- нансов. Являясь руководителем Казахстана, М. Мырзагалиев занимал принципиальную позицию в вопросах национальной политики и особенностей строительства социализма в Казахстане.

Когда в конце 20-х годов Ф. Голощекин разогнал национальные кадры, изгнав из Казахстана всех наиболее ярких деятелей, коснулось это и М. Мырзагалиева. С 1930 г. он работал в Москве начальником Управления лесами местного значения Наркомата земле- делия РСФСР. Но в 1937 году, узнав, что некоторые его соратники подверглись репрессиям, выехал в Казахстан. Этот душевный порыв стоял ему жизни. М. Мырзагалиев был арестован в августе 1937 г. и исключен из партии за то, что «скрыл байское происхождение, активно участвовал в контрреволюционной националистической работе».

Асима Ипмагамбетова, начальник отдела Архива Президента РК

http://e-history.kz/
Теги: нарком, НКВД, Мухамедхафи Мырзагалиев

Среди достойных выпускников и сотрудников ЕНУ им.Л.Н. Гумилева – Халил Маслов. За свою активную творческую деятельность он награжден юбилейной медалью, посвященной 20-летию АНК.

Халил работает на кафедре «Ассамблея народа Казахстана», которая два года назад открылась в университете. Он свободно владеет казахским языком и имеет большую интернациональную семью.


— Мои волосы не светлые, глаза не голубые, но по национальности я белорус. Моя мать — представительница азербайджанской национальности, что видно по моей внешности, а в отце течет и татарская кровь, — рассказывает Халил.

Дедушку Халила зовут Николай, во время Второй мировой войны он получил сильное ранение и попал в госпиталь Сарайчика, где познакомился с татарской девушкой по имени Мариям, которая работала там медсестрой.

Знакомство двух молодых людей переросло во взаимную любовь, они поженились, и у них родилось 10 детей. На сегодняшний день у Мариям и Николая более пятидесяти внуков и правнуков, все они свободно изъясняются на казахском языке.




Отец Халила Борис, мать Гульбике

— А если говорить обо мне, то я третий из пяти детей, рожденных у Бориса — старшего сына моего дедушки Николая и его супруги — азербайджанской девушки по имени Гульбике. Моя мать и отец по специальности агрономы. Они создали семью в 1977 году, — говорит Халил.




Вместе с матерью Гульбике

Халил Маслов родился 23 января 1986 года в деревне Сарайчик Махамбетского района Атырауской области. В средние века городище Сарайчик было столицей Ногайской Орды, а позже и Казахского ханства. Здесь расположены мавзолеи семи ханов. Халил с гордостью рассказывает о родной земле.




Друзья детства

В 2003 году Маслов окончил среднюю школу и поступил в Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева на факультет истории по специальности «Основы права и экономики».

Читать продолжение
Теги: анк

Эти борцы являются лучшими среди казахов в истории греко-римской борьбы.



Кажымукан Мунайтпасулы — знаменитый казахский борец, отменный мастер классической борьбы, многократный чемпион мира по греко-римской и вольной борьбе. Кажымукан выступал в чемпионатах борцов-профессионалов в Омске, Москве, Петербурге, Париже, Лондоне и Берлине. Он первый казах, ставший чемпионом мира по борьбе, которому в 1927 году было присвоено официальное почетное звание «Батыр казахского народа». Кажымукану удалось взять верх над чемпионами мира: Алексом Абергом, Иваном Шемякиным, «железным» датчанином Иессом Педерсеном, Георгом Лурихом (в борьбе джиу-джитсу). С такими великими борцами как Иван Поддубный, Станислав Збышко-Цыганевич, Иван Заикин он добился ничьей. Казахскому сыну удалось также стать чемпионом мира по вольной борьбе и чемпионом Европы по джиу-джитсу. Он стал двукратным обладателем «Пояса короля Сигизмунда» — одной из самых почетных в мире наград.


Жаксылык Ушкемпиров — первый казахский борец, который завоевал золотую медаль по греко-римской борьбе в Москве на олимпиаде 1980 года. К этой награде Жаксылык шел около 10 лет, пересилив множество барьеров на своем профессиональном поприще. В самой первой олимпийской битве он состязался с мощнейшим борцом мира, дважды победителем в мировом первенстве и пятикратным лидером Европы Константином Александру. Далее он с легкостью поборол поляка Романа Керпача, венгра Ференца Шереша, болгарина Павла Христова и привез на родину в Алматы золотую медаль. Он также в 1981 году завоевал звание чемпиона мира и в 1982 году снова победил на Кубке мира.



Сериков Шамиль — двукратный чемпион мира, победитель олимпиады 1980 года по греко-римской борьбе. «Шамиль — это фантастика! Не показывать такого одаренного борца публике — это грех», — говорили о нем во Всемирной федерации борьбы. Казахский палуан был внесен в Книгу рекордов Гиннесса, он смог совершить шесть бросков за одну минуту. Шамиля в период чемпионата мира в Венгрии в 2013 году посмертно включили в Зал Славы Международной федерации объединенных стилей борьбы FILA, ныне UWW. Так он стал первым казахским борцом, имя которого встало в одном ряду с великими спортсменами современности в Зале Славы. Казахстанский заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы награжден орденом «Знак Почета».

Читать продолжение
Теги: греко-римская борьба, Кажымукан, Жаксылык Ушкемпиров, Сериков Шамиль

Борте сумела стать не просто женой и матерью, но и мудрым советником, «голосом разума» Чингисхана.

Эта представительница казахского племени конырат была путеводной звездой для своего могущественного супруга, опорой и самым верным товарищем. Разве не говорят, что восточные женщины не должны вмешиваться в дела мужчин? Начнем с того, что мы сегодня называем восточными женщинами представительниц мусульманской уммы. Монголки же двенадцатого века, современницы Чингисхана, наравне с мужчинами пасли скот, скакали на лошадях, стреляли из лука, неспроста мать Чингисхана Оэлун имела прозвище «Мерген», что значит «меткая». Согласно древним законам кочевых племен у правителей были многочисленные жены и наложницы, но, как правило, первая всегда занимала особое место. Что касается Борте, то она была старшей и главной женой Чингисхана, и на протяжении всей жизни великий полководец прислушивался к ее советам. Это исторический факт. И только сыновья Борте — Джучи, Чагатай, Угэдэй и Толуй, унаследовали крупнейшую за всю историю человечества империю — Империю Чингисхана. Их же прямые потомки — Жанибек и Керей основали Казахское ханство. Эта женщина своей рассудительностью и своим умом добивалась исполнения своей воли.

Историческая хроника гласит, что согласно обычаям своего народа, по уговору родителей, дочь вождя коныратов Дай-Сечена — Борте и сын Есугэй-бахадура из рода Кият-Борджигин — Чингисхан были обручены в возрасте десяти лет. По воле судьбы Темучин рано потерял отца, но в назначенный срок, вопреки всем преградам, Темучин сумел взять в жены Борте. Она всегда была рядом с Темучином, и в лихие годы, когда от него отвернулись сородичи, друзья и близкие, и в годы первых побед над врагами и становления его предводителем Монгольского улуса.

В сведениях о Борте нет подробных описаний того, какой она была, какова была в действительности ее судьба. Оно и понятно, в кочевом обществе женщина ограничивалась ролью продолжательницы рода, матери, хранительницы очага. Она полностью зависела от воли своего отца, старших братьев, а затем и мужа, которого не могла даже сама выбирать. В некоторых источниках Борте часто описывается как красивая женщина, мудрая ханша, одетая в белое шелковое платье, с золотыми монетами в волосах, с белым ягненком и верхом на белом коне. Ее настоящее имя звучит как Борте-фуджин или Борте-уджин. В переводе с монгольского «Борте-уджин» означает «госпожа».



Испытывал ли Темучин любовь к Борте, мы не знаем. Но в течение всей долгой супружеской жизни, Борте оставалась не просто первой женой, но и неизменно старшей женой Чингисхана, и он всегда относился к ней с чувством глубокого уважения и особой привязанности. Борте являлась важным человеком в жизни императора, он ценил её больше остальных женщин, которых у великого правителя было немало. Никто из женщин и мужчин, окружавших Темучина, не был прославлен более, чем Борте. Она всегда оставалась высокочтимой хатун, госпожой и содействовала триумфам завоевателя вселенной.



Читать продолжение
Теги: Борте, Чингисхан

Разгадай полный тайн сундук. Загляни вглубь него, мой друг. Затронь струны души, затронь. Пусть обо всем поведает он!
Сакен Сейфуллин


Удобный для кочевников предмет обихода

Один из самых древних предметов обихода казахского народа – это сундук. Казахи, придерживавшиеся кочевого образа жизни, складывали туда одежду, свое имущество, различную снедь, а поверх него – одеяла (көрпе). Кроме того, некоторые виды сундуков использовали в качестве кровати. При кочевом укладе сундук был удобен для транспортировки на арбе или перевозке на спине вьючных животных, например, верблюда или лошади. Во многих случаях сундук закрывался на замок, а сами замки были как навесные, так и врезные. К нему прикрепляли ножки, чтобы дно не отсырело, когда его ставили на землю.



Состоятельная семья, располагающая большим количеством сундуков

Роль сундука в традициях казахского народа

Для казахского народа сундук – неотъемлемая часть девичьего приданого. Когда устраивали проводы невесты, то ее одежду, драгоценные изделия складывали в сундук, а поверх него – постельные принадлежности. В дом будущего супруга она отправлялась вместе со своим приданым.

После тоя «қыз ұзату» – свадьбы со стороны невесты, в доме, где будут жить молодожены, проводилась церемония открытия сундука невесты, в который заранее клали и специальную ткань, которую затем разрезали на куски и раздаривали всем женщинам, принимавшим участие в свадебном торжестве. Раздаваемая с самыми светлыми пожеланиями, материя преподносилась в качестве сувенира. Из кусочков ткани молодые замужние женщины шили лоскутное одеяло (құрақ көрпе). Это один из самых древних обрядов казахского народа.



Изготовление сундуков требует особого мастерства

Мастера изготавливали сундук из березы, черной ивы, дуба. Его лицевую сторону отделывали резными узорами, украшали железными и медными пряжками. Размеры сундука зависели от его предназначения в быту: маленькие – 30-60 см, а большие достигали 60-120 см. А получал он свое название в зависимости от того, что в нем хранилось. Например, «шай сандық» – для сладостей и чая, «мата сандық» – для одежды, тканей, а самый большой, «жүк сандық», предназначался для кошмы и одеял.

Наши предки свой единственный сундук не только отделывали резными узорами, но и, используя различные методы ювелирного ремесла, украшали его золотыми, серебряными и другими разновидностями драгоценных камней.

На юге сундук преимущественно расписывали краской, наносили орнамент, а в северных, центральных и восточных регионах чаще украшали разноцветными металлами. На западе использовали резные узоры, которые художественно разукрашивали цветными красками.

На сегодняшний день во многих регионах нашей страны сохранилась традиция передачи приданого невесты в сундуке. По этой причине мастера все еще изготавливают сундуки и колыбели (бесік), продолжая древние обычаи.


Читать продолжение
Теги: Сундук, традиции казахов

Казахи имеют глубокую историю, которая запечатлена в памятниках, расположенных в разных уголках света, в частности, в странах Европы, Азии и Африки.

Многие из них воздвигнуты в период современного Казахстана и отражают мировоззрение и культуру казахского народа. О самых интересных из них в материале Зангара Каримхана.

Памятники, архитектурные здания

1. «Казах с беркутом»



Скульптура «Казах с беркутом» установлена в ботаническом саду города Ментон во Французской Ривьере. Её автор — мастер Евгений Лансере (1848—1886 гг.), солдат армии Наполеона, оставшийся в России. В свое время император Александр III подарил данную скульптуру Франции.

За 38 лет жизни Евгений Лансере создал около 400 произведений. Большинство из них изображают быт народов Северного Кавказа и Средней Азии

2. Казахское кочевье



Это особый памятник на территории современного города Алтай. Замечательный ансамбль установлен на побережье реки Кыран и рассказывает о жизни и деятельности казахского народа.

3. Мечеть Бейбарса



Бейбарс являлся не только талантливым полководцем, вместе с тем, он был и мудрым руководителем, который в свое время воздвиг высотные здания, мечети, крепости и укрепления. Некоторые из них хорошо сохранились до наших дней и являются гордостью казахского народа. Вот, что говорил в одном из своих выступлений Президент Казахстана о великом предке:

«В свое время многие историки с восторгом и уважением оставили письменные свидетельства о драматической судьбе нашего великого предка Султана Бейбарса. Того самого, кто своей отвагой и интеллектом поднялся и вырос от раба до верховного правителя. Того самого, кто, умело управляя столь гигантской страной как Египет, защитил ее и от монгольских завоевателей, и от зачинателей великих крестовых походов, и таким образом сохранил независимость, самобытность и целостность всего Арабского мира. Того самого, кто произошел от здешнего племени Берш, был пленен в детстве и увезен на чужбину с побережий Атырау… Несколько лет назад во время поездки в Египет я побывал в построенной Бейбарсом мечети, где совершил памятный молебен и своими глазами увидел, как почитают арабы всё, что связано с памятью нашего Великого Предка».

Мемориальные скульптуры

1. Чингисхан



Автор скульптуры «Чингисхан» — бурятский скульптор Даши Намдаков. Его творение установлено в центре Лондона. Памятник отлит из высококачественной бронзы, в одной из мастерских на севере Италии.

2. Курмангазы



Памятник в честь известного домбриста, композитора Курмангазы установлен в городе Астрахань РФ на пересечении улиц Советской и Калинина. Его торжественное открытие состоялось 13 декабря 2008 года. Авторы памятника — Едиге Рахманов и Тохтарбек Рахиев.

Читать продолжение
Теги: Зарубежные памятники, Казах с беркутом, Казахское кочевье, Мечеть Бейбарса, Чингисхан, Курмангазы

Государственный план подъема целинных земель, рассчитанный на 2 года, был выполнен за один год со значительным превышением.

«Люди растили хлеб на земле — земля растила людей. Целина, образно говоря,
дала богатейший урожай тружеников, патриотов и мастеров своего дела»
Л.И. Брежнев


В истории Казахстана как советского, так и периода независимости много значимых событий, которые оставили след в памяти людей — непосредственных их участников и потомков. Среди них — освоение целины. Такой грандиозный проект, как освоение нескольких миллионов гектар не мог бесследно исчезнуть в истории. Эхо тех лет до сих пор влияет на нашу жизнь. Для Казахстана он имел огромнейшее значение: насколько положительное, настолько же и отрицательное.

Освоение целины явилось мощным стимулом для развития производительных сил республики — неотъемлемой части народнохозяйственного комплекса Союза ССР. Оно сопровождалось резким расширением масштабов поиска месторождений минеральных ресурсов и их промышленного использования, рождением новых отраслей промышленного производства и крупнейших заводов, в том числе непосредственно связанных с нуждами сельского хозяйства. Появились крупные территориально-производственные узлы не только в районах освоения целины. Большой размах получило строительство электростанций, особенно тепловых, реконструкция и расширение мощностей предприятий цветной металлургии в Джезказгане, Балхаше. Именно в годы освоения целины в республике была создана прочная база строительной индустрии: цементные, кирпичные заводы, комбинаты по производству железобетона. Получили дальнейшее развитие легкая и пищевая промышленность: наращивали мощности новые Алма-Атинский хлопчатобумажный и Семипалатинский камвольно-суконный комбинаты, швейные фабрики в Усть-Каменогорске и Абае, трикотажные фабрики в Джезказгане и Актюбинске, новые мясокомбинаты, молокозаводы и другие предприятия. Расширилась сеть железных и автомобильных дорог, связывающих города с совхозами и колхозами, с экономикой всей страны. За 1950–1975 гг. эксплуатационные пути железных дорог в Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Целиноградской и Северо-Казахстанской областях выросли с 1713 до 3896 км, а длина дорог с твердым покрытием за это время увеличилась с 2,3 тыс. до 44,2 тыс. км. Прирост новых мощностей умножал экономическую мощь страны.

В первый год целинная земля дала урожай на уровне 9 центнеров с гектара. В те времена, с учетом современных технологий, это считалось средним показателем. Тогда этот урожай можно было считать хорошим. На первоначальном этапе задачей целинной кампании было обеспечить страну зерном. И она была выполнена в течение трех — четырех лет. Казахстан начал давать ежегодно около миллиарда пудов зерна, это и прозвали «Казахстанским миллиардом».

Согласно мировой практике для снятия продовольственной проблемы достаточно добывать в год на одного человека до 1 тонны зерна. В Казахстане в последние годы добывалось до 1,5 тонн в год на одну душу. Таких стран в мире немного: Канада, США, Дания, Франция, Венгрия, Румыния. Следует отметить, что 90-95 процентов мировых посевных площадей, отводимых под хлеб, занимали мягкие сорта пшеницы. Тогда как в Казахстане производили твердые сорта пшеницы, отличающиеся высоким содержанием белка.

Однако, распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства. Тысячи гектаров земли изымались для застройки населенных пунктов, и для их инфраструктурного обустройства были отведены значительные площади плодородных земель. В результате был нанесен непоправимый ущерб традиционной отрасли сельского хозяйства — животноводству. Падение уровня развития животноводства, в свою очередь, привело к недостатку мясных и молочных продуктов. В 1955 году пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 году до 37,4 млн. голов (в 1928 году — 29,7 млн. голов). Тем не менее, рост численности населения привел к определенным затруднениям в обеспечении продовольствием, что заставило власти в 1962 году впервые пойти на повышение цен на мясо на 30% и на масло — на 25%. Планируемого увеличения производства мяса в три раза не получилось.

Следует отметить, что акция по освоению целинных земель способствовала притоку населения из других республик. На освоение целины выехали десятки тысяч специалистов сельскохозяйственного производства. Еще в первой половине 1954 года только в Акмолинскую область поднимать целину прибыло свыше 20 тысяч человек. Более того, промышленные предприятия направили для освоения целинных и залежных земель 1386 специалистов и механизаторов. В 1954 — 1955 годы в совхозы было направлено 4,5 тысяч специалистов, а к 1959 году их число достигло 15 тысяч. Всего же за 1953-1958 годы в сельское хозяйство было направлено 266,6 тысяч механизаторов. Это привело к снижению роли национальных обычаев и традиций, к резкому сокращению количества школ, в которых велось обучение на казахском языке, уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати. В северных областях обострились языковые и демографические проблемы.

В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.

Ниже предлагаем вашему вниманию архивные фотографии периода освоения целинных и залежных земель в Казахстане.



Переселенцы на целине




Первая борозда




Семья целинников



В районах освоения целинных и залежных земель развернулось строительство железных дорог. На снимке узкоколейные паровозы, прибывшие на станцию Кокчетав.

Читать продолжение
Теги: Целина

Қазақ қызынан туып, жат жерде өсіп-өніп, сол елдің атын шығарған атақты жиендер аз емес.

Жазушы Михаилов



Орыс, ақыны, жазушы әрі аудармашы Михаил Ларионович Михайлов 1826 жылы дүниеге келген. Михаил Илецкий деген псевдониммен танымал. Әкесі Илларион шенеунік, анасы — қазақ сұлтанының қызы. Деректерде Ольга Васильевна Орақова деп көрсетіледі.

Алғашында Уфа гимназиясында оқып, кейін 1844 жылы Петербург университетіне оқуға түскен. 1845 жылдан бастап алғашқы шығармалары «Иллюстрация» журналында жарияланады. Кейін Нижний Новгородта әскери қызметте болып, туындылары «Москвитянин» журналында шықты.

Ал 1852 жылы Петербургқа көшіп келіп, «Современник», «Отечественные запискиде» қызмет істейді. 1856–1857 жылы Теңіз министрлігінің тапсырмасы бойынша Оралдан Атырауға дейінгі жерлерге саяхат жасап, әдеби-этнографиялық материалдар жинады, жергілікті балық шаруашылығы мен теңіз ісін зерттеді. Сол кездегі жинаған әдеби-этнографиялық материалдары «Морской сборник» (№8, 1859) журналында «Жайық очерктері» деген атпен жарық көріпті.

1861 жылы шетелден оралған соң саяси қызмет бабында ұсталып, Сібірге жер аударылды. Оның көптеген роман-повестері, аудармалары бар.

Генерал Моисеевский



Белгілі жазушы Жайық Бектұров «Енеден ерте айырылған төл секілді» атты кітабында «Кененің орыс офицерлері қолында қалған бір қызының немересі, фамилиясы Моисеенко ме екен, бір генерал кешегі Ұлы Отан соғысында танк әскерлері штабының бастығы да болды», — деп жазады. Тегінің Моисеенко деп қате жазғаны болмаса, хан Кененің қызынан туған көгеншары (3-ұрпақ) генерал Моисеевский туралы деректер аз.

1902 жылы 18 қазанда Алматы қаласында туған. Александрдың анасы туралы Напуса Әзімханқызы Кенесарина: «Арғы әжелеріміздің бірі, бала кезінде анасы және бауырымен казак жасақтарының қолына тұтқынға түсіп, сол бойы Ресей жерінде қалып қойған. Оны тұрмысқа беріп, кейіннен ол ұл туған, ол баласы Ұлы Отан соғысына қатысқан. Ол — генерал Моисеевский. Өлер алдында анасы ұлына оның шыққан тегі туралы айтып кеткен», — дейді.

Жас Александр азамат соғысы жылдарында 30-атқыштар дивизиясында, кейін 21-атқыштар дивизиясының құрамында болды. 1922 жылы топтық құрамды жетілдірудің курсын бітірген. 1934 жылы В. Ленин атындағы әсери-саяси академияны тәмамдаса, сонымен бірге М. Фрунзе атындағы Әскери академияның екі курсын бітірген.

Екінші дүниежүзілік соғысқа бастан-аяқ қатысқан. 1941 жылдың күзінде 303-атқыштар дивизиясының командирі, 1942 жылдың қаңтарында 160-атқыштар дивизиясы командирінің орынбасары, 1943 жылдың тамыз айынан бастап 312- атқыштар дивизиясының командирі болды.

Смоленск шайқасы, Ельнинск, Висло-Одерскіні алу операцияларына қатысты. Моисеевский басқарған әскери құрам жауға қатты соққы берді. 1943 жылдың аяғында генерал-майор атағы берілді. ССРО Жоғарғы Советі Президумының жарлығымен 1945 жылдың 6 сәуірінде гвардия генерал-майоры Осташенко әскери тапсырмаларды үлгілі орындаудағы ерлігі мен жүректілігі үшін Совет Одағының Батыры атағымен марапаттады.

Берлинге шабуыл оперциясына қатысқан ол жеңісті Тиргартен бағында қарсы алды.

Соғыстан кейін ССРО ҚК қатарында еңбек етті, Басштабтың академиясы жанындағы курсты тамамдады. 1954 жылы зейнетке шықты. 1971 жылдың 18 мамырында қайтыс болды. Ваганьков зиратына жерленді. Батырдың ресми өмірбаяны осындай.

Соғыстан кейін ол қандасы, Кенесарының Ахметінен тараған ғалым Натай Кенесаринді іздеп тауып, оған хат жазыпты. Сол хат белгілі сәулетші Шота Уәлиханның қолында екен.

Жат жиендер тарихы: Генерал Корнилов және Адвокат Плевако
Теги: Генерал Моисеевский, Михаил Ларионович Михайлов

Ежелде ат құлағында ойнаған батыр бабаларымыздың күші орасан зор болғаны тарихтан белгілі.

Толағайдың тау көтерген хикаясы ұрпақтан-ұрпаққаңыз күйінде жетсе-де, алыптардың елден ерек күш-қуаты жайлы нақты мысалдар өмірде жеткілікті. Қазіргі қазақ балуандарының «күш атасын танымас» деген ұстаныммен қауқарын танытатын «Қазақстан барысы» V республикалық турнирінің қарсаңында ауыр көтерген алыптардың қысқаша өмірдерегін ұсынамыз.

Тайлақ



Мұндай ауыр тасты көтеру бұрын-соңды қазақ тарихында болған емес. Жау түсіріп ту алған бұрынғы жаугершілік заманда бұл жағдай таңсық болмаса да, бүгінгі күні өте таңқаларлық нәрсе! Сенсациялық хабар деп айтуға тұрарлық.

«Барақтың қазақ əйелінен туатын Бостанның ұлы Тайлақ палуан көтеріп əкеліп орнатты дейтін маматас Күршім өзенінің оң жағалауында „Қызылтас“ деген Барақтың ескі жұртында жетпісінші жылдарға дейін тұрды. Аққұрыш тастан ойып алынған меңгір Енисей алқабының көне балбалдарына ұқсас, салмағы үш тоннадан артық еді, кейіннен тракторының күшін сынаған біреу құлатыпты дегенді естиміз». Бұл дерек — белгілі оқымысты Сәбетқазы, Ақатайдың «Найман хандығы» атты кітабынан алынды.

Т. Қайырбаевтың этнографиялық дерегіне қарағанда, Барақтың дулығасының ішкі шеңбері 13 сүйем екен. Бұл Барақтың алып денелі адам болғандығын, аңғартады. Осы батыр бабадан туған немеренің алып болмасқа, 3 тонналық тасты көтермеске қақы жоқтай. Көкжал Барақ өмірін зерттеуші қарт журналист Советхан Қалиғожин Тайлақ баба көтерген ауыр тас қазіргі кезде Теректібұлақ ауылының жоғарғы жағындағы «Қызылтас» деген жерде әлі жатқанын айтты. Өкініштісі, бұған дейін шығарған кітаптарында сол тасты түсіріп, жарияламапты. Ал беріліп отырған суреттің мәтінге еш қатысы жоқ.

Малмақ



Жау қоршауында қалып, бас бармағын шауып елге тапсырған Шынқожа батырдың ұрпағы Малмақ балуан да оңай-оспақ болмаған. Ол көтерген тастың салмағы 5 центнерге (500 кг) жуық. Тас қазір Шығыс Қазақстан облысы Мақаншының Соқыртұма деген жерінде тұр.

Боранқұл

«Мұхтар Әуезовтің «Абай жолы» эпопеясының екінші кітабында Дондағұл есімді сұрапыл күштің иесі туралы айтылады. «Дондағұл Семейдегі бір байпатшаның (көпестің) биіктігі алты метрлік қорғанынан бір месте шайды асыра лақтырыпты» делінген онда. Сондағы Дондағұлдың прототипі Боранқұл балуан (Боранқұл Сәдіров) екенін ғалым Қайым Мұхаметханов ұлы жазушының өз аузынан естіген.

Енді халық ақыны, шежіре қарт Қалихан Алтынбаевтың жазбаларына назар аударайық. Ол кісі алдымен месте сөзіне мән беріп, оның қайдан келгенін анықтайды. «Месте — орыстың „место“ деген сөзінен бұрмаланған. Былғары буманың ішіне 253 кесек тас шай салынады. Сыртындағы бумасын қоса есептегенде месте шайдың салмағы тура 100 килограмм. Шай „Ресей империясының құрметті азаматы“ атағын алған, бірінші гильдиялы (дәреже) Шерияздан Мусин атты, ноғай көпесінің қорғанынан лақтырылыпты», — дейді.

Бұланбай



Бұланбайдың отызға тақаған шағында елге салық жинауға шыққан қытай шенеуніктерімен алысып, сотталыпты. Бұл туралы ел аузында қалған ескілікті әңгіме мынадай. Бір күні Қытай императоры зәулім сарайдың алдындағы арыстанның тас мүсінін көтерген адамның тілегін орындаймын деп жар салыпты. Күшін сынауға келгендер мүсінді орнынан қозғалата алмапты да. Сонда бір уәзір: «Бұл тасты түрмеде жатқан қазақтың балуаны көтеруі мүмкін», — дейді. Императордың бұйрығымен Бұланбайды арыстанға алып келеді. Ол: «Маған бір ай мұрсат етіңіздер. Алдымен қойдың етін беріңіздер. Сонан кейін екі қолымды иығыма дейін қайыс арқанмен шандып байласаңыздар, мен тасты көтеремін», — деп жауап қайтарыпты. Бұланбайдың тілегі орындалды.

Дүйім елдің алдында ол арыстанның тас мүсінін қос қолдап кеудесіне қойып, іле-шала басынан асыра көтеріпті. Күшіне разы болған қытай императоры Бұланбайды сый-сияпатпен еліне қайтарған екен.

Жалғасын оқу
Теги: Боранқұл, Малмақ, Тайлақ, Толағай

Располагается музей в старинной части города, по улице Конай би,32. Именно в этой местности, у подножия сопок, на берегу озера Копа начиналось рождение Кокшетау в первой четверти XIX века.

Здание музея является памятником истории и культуры республиканского значения. Стены старинного одноэтажного деревянного дома, утопающего в пышной зелени многолетних деревьев, хранят историю более вековой давности. В конце XIX — начале ХХ века здесь жила семья будущего государственного деятеля советской эпохи В. В. Куйбышева. В годы Великой Отечественной войны в этом доме располагался тыловой госпиталь для раненых солдат советской армии. После войны в 1949 году в нем открыли мемориальный музей В. В. Куйбышева, который в 2000 году был реорганизован в музей истории города Кокшетау.





Фонды музея составляют более 15 тысяч экспонатов. В экспозиции музея в хронологической последовательности отражены основные вехи истории Кокшетау, начиная с момента его основания в 1824 году и по настоящее время.

Центральное место вводной части экспозиции музея занимает красочная диаграмма, изображающая вид Кокчетавской станицы в первой половине XIX века. Здесь посетитель узнает краткие сведения о возникновении Кокшетау, а также географические и демографические данные о современном Кокшетау.





Первый зал музея повествует об исторических деятелях: Абылай хане, хане Кенесары и Канай би, жизнь и деятельность которых была связана с кокшетауской землей еще в XVIII веке. Небольшую часть экспозиции первого зала представляют сведения о жизни известного казахского ученого Шокана Уалиханова.





Во втором зале представлены отдельные предметы из фондов бывшего мемориального музея В. В. Куйбышева. Здесь же находятся образцы документов и фотоматериалы, свидетельствующие об истории Кокшетау в первые годы установления советской власти. Отдельную часть экспозиции занимает фотоколлаж с видами Кокшетау начала ХХ века, основную часть которого занимает изображение старинной деревянной мечети имени Науана Хазрета.

Читать продолжение
Теги: Культурная прогулка, Музей истории Кокшетау

Старший научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова Меруерт Абусеитова делится своим мнением в нашей рубрике «от Казахского ханства до «Мәңгілік Ел».

Как известно, на Востоке всегда высоко ценилось профессиональное мастерство послов и дипломатов.



Время образования Казахского ханства определяется как эпоха становления и развития государственности в средневековом Казахстане. Несомненно, политическая ситуация в этот период в Казахстане была крайне неустойчивой. Многочисленные военные конфликты приводили к усилению одних объединений и появлению других слабых союзов.

Одним из важных известных исторической науке договоров о мире и сотрудничестве является договор, заключенный в 1598—1599 гг. между казахскими ханами и аштарханидами. Договор этот был согласован и утвержден после войны, в которой каждая из противоборствовавших сторон пытались расширить сферу своего влияния в присырдарьинских городах.

«Я бы хотела сказать, что дипломатическая практика имеет глубокие корни. Если говорить о Казахском ханстве, я бы выделила Касым хана, Хакназар хана, Тауекель хана и Абылай хана. Для каждого периода истории, начиная с XV — XVIII вв., можно выделить ханов и султанов, которые играли огромную роль в развитии международных дипломатических и торгово-экономических отношений с зарубежными странами. Дипломатическая практика в тот период развивалась согласно тем нуждам, которые тогда присутствовали. Например, благодаря Тауекель хану, в 1598–99 годы произошло интересное историческое событие, когда часть территории присырдарьинских районов перешла в руки казахских ханов, которая сохранились до настоящего времени. Эти территории были необходимы казахам, потому что они были кочевым народом и нуждались в пастбищах, в новых землях. Дипломатия того времени заключалась в том международном договоре, который был подписан казахскими ханами и аштарханидами» — говорит Меруерт Абусеитова.



Письмо Абдурахим-хана Тауке-хану «Инша-ий Тахир Вахид» XVII в. Хайдарабад, Индия. Музей Саларджанг

Условия договоров должны были соблюдаться неукоснительно. Их заключение сопровождалось ритуальными действиями, клятвами перед Аллахом и символизировало создание священного союза. Нарушить договор означало преступить святая святых. Это беспощадно каралось. Преступивший договор, как правило, расплачивался потерей независимости своей страны, увеличением дани «больше прежнего» и т. п.

Во многих соглашениях термин «союз» сочетается со словом «клятва». Дело, видимо, в том, что подписываемое двумя правителями соглашение одновременно являлось и клятвой. «Мир», «Союз» вовсе не означали долгого или постоянного мирного сосуществования государств.

При анализе данных из источников выделяются три вида договоров.

Первый вид предполагает достижение мира при условии выступления хана со всем войском на стороне своего партнера. Возможна и частичная военная поддержка — передача какого-либо отряда, возглавляемого военачальником или султаном и т. д.

Второй вид договоров предусматривает выплату дани. Упоминается и особый вид мирного договора, который подкрепляется брачным союзом, а платежи предусматриваются лишь в будущем.

Третий вид договоров связан с определенными уступками территории или права сбора налогов.

Читать продолжение
Теги: Казахское ханство, Меруерт Абусеитова

«Тренд Казахстана — успешные люди». Эксклюзивное интервью с Жандарбеком Малибековым.

Жандарбек Малибеков — заслуженный архитектор Узбекистана, автор Государственного герба Республики Казахстан.  Родился 24 марта 1942 года в ауле Екпинди Жанакорганского района Кызылординской области. Окончил архитектурный факультет Ташкентского политехнического института. Главный архитектор проектов, руководитель градостроительной мастерской Узбекского научно-исследовательского института промышленности. Принимал активное участие в проектировании аэровокзала в г. Андижане, зданий областного почтамта в г. Фергане, областной администрации, драматического театра и Центральной библиотеки в г. Самарканде, ряда жилых микрорайонов в городах Ангрене, Фергане и Самарканде.







Макет «Экспо-2017» Жандарбека Малибекова

— Жандарбек Малибекович, расскажите о Вашей семье, и о том где прошло ваше детство?

— Я родился в семье железнодорожника 24 марта 1942 года  в Кызылординской области в местности Жанакорган. Моего отца звали Малибек Андабаев. Отец работал железнодорожником в Турксибе до 1955 года. За период работы в годы ВОВ он был награжден множеством орденов, а самое главное — орденом Трудового Красного Знамени, что было крайней редкостью. Моя мать умерла, когда я еще был маленьким, но успела родить отцу троих сыновей: Шабдарбек, Айдарбек и Жандарбек. Мы были выходцами из младшего жуза, а именно из рода найман — садыр — тоң. Место моего рождения является святым, раньше около 3000 лет назад здесь было основано городище Сыганак. Рядом также располагался мавзолей Кок Кесене, я часто проходил около него по пути в школу. Марко Поло писал, что это непревзойденное архитектурное сооружение по своей уникальности. Весь мавзолей был облицован зелеными мелкими терракотовыми плитками. Здесь прошло мое детство.

— Как сложились Ваши школьные годы?

— Ситуация с образованием была очень сложная. Еще в 50-х годах в нашем ауле не умели читать и писать. Помню периоды, когда рабочие ставили печать о получении зарплаты своим пальцем. Было очень мало медресе, и то, те кто их оканчивал, вели просветительскую работу только по религиозным вопросам. Я проучился 10 классов в школе. Помню, вместо школьного здания был какой-то барак, в котором преподавали люди, возвратившиеся с войны. После окончания 10 классов, я подумал, а что дальше? У меня всегда была склонность к рисованию. Я увидел объявление о наборе в ташкентское художественное училище в газете «Пионерская правда» и решил туда поступить.

— Когда Вы решили поступать в художественное училище в Ташкент, у Вас не было ни денег, ни работы. Как Вам удалось добраться туда?

— В 15–16 лет я один в ауле выложил около 10 тысяч сырцовых кирпичей, так я заработал деньги на поездку. Но мне было очень страшно ехать туда. Никого не предупредив, я сел на поезд и уехал с закрытыми глазами в Ташкент поступать в это училище. Когда я прибыл в Ташкент, оказалось, что все процедуры приема в училище были закрыты.

Читать продолжение
Теги: Жандарбек Малибеков, Герб Казахстана