История Казахстана / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


 
Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены.












История Казахстана



Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.

Блог ehistory Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация




Газиз Байтасов стал единственным и первым полицейским в Казахстане, который посмертно удостоен высокого звания «Халық Қаһарманы».

В этот день все представители правопорядка нашей страны отмечают свой профессиональный праздник — день полиции Казахстана. Ежегодно эти храбрые, сильные духом и достойные уважения люди отмечают его не за праздничным столом, а на рабочем месте, наблюдая за спокойствием и порядком, охраняя жизни граждан от преступных деяний. Эта профессия очень опасная и часто блюстители порядка рискуют своей жизнью ради спасения мирных жителей.

Одним из героических представителей этой профессии является Байтасов Газиз Абдибекович — капитан полиции, командир первого взвода отдельного батальона дорожной полиции.



Наш герой родился 3 апреля 1971 года в городе Джамбуле в обычной рабочей семье Абдибека Байтасова и Гульзат Ширкеевой. Старший сын Газиз и три дочери — вот такое было счастье у родителей. Впоследствии семья переехала в село Туймекент Свердловского района Джамбулской области, куда отца перевели по службе. Здесь и вырос парнишка, здесь прошли его детство и юность. В родном селе в 1988 году окончил среднюю школу. Учился он хорошо, всегда был лидером и постоянно избирался старостой класса.



Из воспоминаний одноклассника Г. Байтасова, верного друга, коллеги по службе — инспектора административной практики УДП ДВД Жамбылской области капитана полиции Шайзата Алипбаева — «Газиза в школе любили все: и учителя, и ученики. Ещё во время учёбы в нём проявлялись такие качества, как лидерство, принципиальность и открытость. Он был заводилой во всех делах — и в спортивных, и в культурно-массовых. Учился хорошо, был примером для многих в школе. Мы с одноклассниками до сих пор дружим, часто навещаем классную руководительницу Шайзаду апай, и с теплотой вспоминаем те далекие годы. Да что говорить, мы с ним были как братья, а ещё я крёстный отец его старшего сына Арманжана. Мы все гордимся Газизом, знаем, что иначе он не мог поступить».



После школы Газиз Байтасов был призван в ряды Советской армии, служил в России. Домой вернулся в звании сержанта. На семейном совете решили, что он будет одновременно работать и учиться. Получить высшее образование мечтал ещё в школе. Молодой человек не боялся ни тяжёлого, ни умственного труда. Будучи физически крепким, работал и грузчиком, и автослесарем. В 1992 году поступил на заочное отделение Каратауского филиала Джезказганского политехнического университета на факультет «Автомобильное хозяйство». В этот же год из жизни уходит его отец.

Газиз Байтасов понимает, что теперь вся ответственность за семью ложится на его плечи. Желание работать в органах внутренних дел пришло как-то само собой. Благо для этого были все данные: и крепкое здоровье, и рост, и интеллект. Служба в полиции началась в 1993 году с должности конвоира изолятора временного содержания УВД Жамбылской области. И с этого момента начинается хронологический отсчёт его жизни до совершения подвига.

Учёба на факультете, связанном с автомобилями и дорогой, в 1996 году подтолкнула Газиза перейти инспектором в дорожную полицию. В 2010 году он был назначен командиром 1-го взвода ОБДП ДВД Жамбылской области.

Читать продолжение
Теги: Халық Қаһарманы, Газиз Байтасов


Творчество Назипы приходится на период становления казахской советской литературы (1917–1929), она работала, не думая о себе, полностью отдавая силы служению народу.

У казахов есть одно замечательно качество: какими бы жестокими у них не были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушали слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «Голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят «слова». Когда Хан Абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя прямо в лицо Контайши Голдану, попросил бий Казыбек. И выручил из плена нашего хана.

В наше время есть люди, которые особенно чтят слово, знают ему цену — это журналисты. Острое слово придает статьям журналистов крылья, а писательскому перу легкость.



Первой казахской женщиной-журналистом была Назипа Сегизбайкызы Кулжанова. Она родилась в городе Торгай 27 июля 1887 года. В тот период у городских девушек не было таких преград, как в ауле. Одарённая и целеустремленная Назипа в 1902 году завершила обучение в Костанайской русско-казахской гимназии, и в 1903–04 годы преподавала в учительской семинарии.

В судьбе Назипы есть эпизод, который показывает ее смелой и волевой. В те времена бедные и старые родители Назипы, задолго до ее зрелого возраста получили за нее калым — плату за невесту. Она отказалась выходить замуж не по любви, но степные обычаи обязывали ее вернуть калым, для возврата которого, у ее семьи не было средств. В этой непростой ситуации Назипа обратилась за помощью к областному военному прокурору и в итоге получила ее.

Далее Назипа вышла замуж за избранного ею Нургали Кулжанова, преподавателя Джетыгардинско-Чубарской волостной школы. Он был человеком известным, одним из выдающихся просветителей тех времен. После событий 1905 года в России, дабы избежать излишних неприятных слухов со свадебными делами, молодожены уехали в Семипалатинск, в места духовного расцвета. Назипа уже в 1913 году получила полноправное членство в группе «Гражданские спутники» Семипалатинского отделения русского географического общества.

Назипа просто обожала поэзию великого Абая. С 26 января 1914 года она провела серию вечеров, которые были посвящены десятилетию со дня кончины великого поэта. Ею были собраны широкие публики, где пропагандировали высокое поэтическое искусство, читали стихи, знакомили читателей и слушателей с творчеством поэта. О впечатлениях от этих вечеров известный исследователь Востока Г. Н. Потанин оставил следующие строки в Омском географическом обществе: «И, правда, казахский народ музыкален, голоса чистые, звонкие. Певцы очень искусно исполняют песни».



С тех времен началась ее общественная и политическая жизнь. В газетах «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» публиковались ее многочисленные статьи. Назипа уже в 1917 году принимала участие в съезде казахов Семипалатинской области и вошла в состав Правления съезда. Творчество Назипы приходится на период становления казахской советской литературы (1917–1929). Такие ее труды, как «Нужная работа», «Взгляд на нашу литературу», «Казахская литература», «Поэтесса Шолпан», «Театр Семипалатинска» — это объемные исследования проблем литературы и искусства, и поэтому они достойно занимают свое место в истории литературы. Беспристрастный, но пылкий душой журналист не останавливается на достигнутом, она активно принимала участие в развитии народа и страны. Многие замечали, что Назипа писала глубокие статьи, перо ее было пронзительным, но полезным обществу. В эти времена женщин-журналистов не было. Она мастерски писала статьи, поднимая в них злободневные проблемы женщин. Назипа умела, как никто, найти нужные слова. На женскую тему ею написаны философские размышления «Общий женский праздник», где она определяет место женщины в общественной жизни, ее роль в семье. «Все мы — молодые и старые, девушки и юноши — все свои умения, сознание должны направить на учение», — писала она. И еще: «Неграмотный человек — получеловек. Женщина — мать народа. Только образованная, умелая, свободная женщина способна вывести свой народ на уровень передовых народов».

Известный поэт Султанмахмут Торайгыров посвятил Назипе Кулжановой поэму «Знакомство». Он подчеркнул такие ее достоинства, как честность, женственность, отзывчивость и деловитость. «Последнее качество, — пишет поэт, — отсутствует даже у многих мужчин».

Назипа Кулжанова известна не только как первая казахская женщина-журналист, но и как педагог-ученый и прекрасный переводчик. Благодаря ее таланту произведения Абая, Ибрая, Габита читали на русском языке. А казахи смогли познакомиться с произведениями Льва Толстого, Максима Горького, Александра Куприна, Владимира Короленко и других западноевропейских писателей.

По просьбе Назипы русским композитором Александром Затаевичем была написана музыка к песням «Плач Кадыра», «Гайни-ау, саулем».

Читать продолжение
Теги: Назипа Кулжанова

Страна без журналистики — это страна без летописи и без исторической памяти.

Журналистское дело в казахской степи появилось только в начале XX века. Рождение национальных СМИ было заслугой передовых сынов казахского народа того времени. Одним из них был Мухамеджан Сералин.

Это был талантливый от природы человек, с глубоким аналитическим мышлением, имевший свой взгляд на все события, происходящие в обществе. В 1891 году Мухамеджан Сералин с отличием оканчивает 2-классную русско-татарскую школу в Костанае.



Русско-татарская школа в Костанае

После этого он успешно сдает вступительные экзамены в Оренбургском училище, но из-за материальных трудностей не смог продолжить учебу и уехал учительствовать в свой родной аул. Здесь он несколько лет работает преподавателем, обучая детей одновременно и казахскому и русскому языкам.

В тот период многие казахские интеллигенты имели только средние образование. У Сералина же не было и этого. Главным его учителем стала жизнь…

В 1897 году Мухамеджан Сералин в городе Троицке устраивается на завод сортировщиком шерсти. Работая на заводе, он прочитывает всю классику русской литературы, которая имелась в библиотеке города. Вместе с тем, он изучает казахское устное народное творчество и сам начинает писать стихи. В совершенстве овладевает русским, персидским и татарским языками. В эти годы он создал великолепные поэмы «Топжарған» и «Гүлқашима», в которых осуждает господствующие в обществе вредные обычаи, принижающие человеческое достоинство.

Мухамеджан Сералин долго обивал пороги многочисленных учреждений царской администрации, чтобы получить разрешение на выпуск журнала «Айкап». В конце 1910 года правительство удовлетворило ходатайство М. Сералина и дало разрешение на издание первого казахского журнала. В нем было сказано: «Киргизу Кустанайского уезда Чубарской волости № 5 М.Сералину выдано разрешение на издание г. Троицке под его ответственность ежемесячного журнала „Эй-Кафь“ по следующей программе: передовые статьи, заграничные вести, вопросы мусульманской жизни, хроника, фельетоны и стихотворения, библиография и научные статьи, письма в редакцию».



Обложка журнала «Айкап»

Хотя у Сералина не было специального образования в сфере журналистики, он яро взялся за новое дело, используя свой богатый жизненный опыт и знание положения национальной бедноты.

Журнал «Айкап» для казахского общества того времени стал особым явлением. Социальное неравенство угнетало казахский народ. Многие с болью в сердце думали об этом, но не в силах были что-­либо изменить. Голоса одиночек не были слышны на бескрайних просторах казахской степи. Поэтому новая интеллигенция избрала другой путь. Они поняли, что добиться цели можно путем создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айкап».

Читать продолжение
Теги: Мухамеджан Сералин, Айкап

Получив высокое звание врача, вот уже 140 лет семья Деминых из Астаны свято исполняет свой врачебный долг.

Николай Александрович родился в простой семье. Его мать не имела образования и была домохозяйкой, а отец окончил 3 класса приходской школы и был обычным рабочим. Он заинтересовался областью медицины еще в детстве, когда ему было 15 лет. Его двоюродный брат Иван Николаевич в период Великой отечественной войны был военным хирургом и рассказывал о трудностях, которые он пережил на фронте.

После этого Николай Александрович решил посвятить свою жизнь медицине, и в 1964 году поступил в Алматинский государственный медицинский институт. С этого момента началась история династии врачей Деминых.



В те времена в Алматинском государственном медицинском институте было 4 факультета: лечебный, санитарно-гигиенический, педиатрический и фармацевтический. Он выбрал санитарно-гигиенический. В те времена студентов очень часто отправляли на работу в поле. Вот и Николая Александровича после зачисления в институт в сентябре, вместе с другими студентами вывезли на уборку зерновых, где он стал бригадиром. По итогам хлебоуборки он наградил дипломом за добросовестный труд Ларису Михайловну, знакомство с которой сыграло большую роль в его жизни.

Николай Александрович в институте был секретарем курса комсомольской организации. Еще тогда он отличался своей дисциплинированностью, организованностью и высокой ответственностью в отличие от городских студентов, которые предпочитали походы в кино и другие вылазки. Николай Александрович будучи очень приземленным человеком знал цену труда, потому что видел какие трудности пережили его родители. Он закончил институт с отличием и на 4 курсе женился на Ларисе Михайловне. Они жили на повышенную стипендию, родители не имели возможности им помогать. Его отец в том далеком 1958 году получал лишь 60 рублей. Студенческие годы выдались для них нелегкими.



В 1954 году произошло большое историческое событие — освоение целинных и залежных земель. Тогда в Казахстан приехали десятки тысяч молодых людей со всех Республик бывшего Советского Союза. С того периода началась интенсивная застройка территории Казахстана.

— Если вы помните историю развития Казахстана, до этого периода плотность населения не территории республики составляла около 4–5 человек на один квадратный километр. И только с освоением целины численность населения возросла в два раза. В то время в Акмолинской области было построено порядка 300 населенных пунктов. После чего интенсивно начала развиваться система здравоохранения. Тогда мы с супругой решили поехать туда и стать участникам такого исторического события. В 1964 году приехали в город Целиноград, где у нас не было вообще никого: ни родственников, ни знакомых. Был целинный краевой центр здравоохранения, которым заведовал Василий Михайлович. Я пришел к нему, а он говорит: «Ну что молодой человек, поедем в казахстанскую Швейцарию, в Кургальджинский район?». В то время эта местность была самой малонаселенной, самой отсталой по уровню развития из всех 14 районов Акмолинской области. Потом он направил меня в целинную краевую санэпидемстанцию. Я пришел туда, а главный врач говорит мне: «Я тебе даю 2 дня, ты на работу пока не выходи, ищи себе квартиру, обустраивайся, а потом приступишь». А уже на следующий день начал я свою трудовую деятельность. Сразу через неделю меня отправили в командировку, потому что ожидался приезд генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Перед встречей мы объехали всю зону Борового с проверкой, так как он должен был там остановиться. Я как санитарный врач проверял правила соблюдения санитарных норм.

Таким образом, Николай Александрович начал работать в целинной краевой санэпидемстанции. Далее край упразднили, и он перешел на работу в областную. Через 5 лет из рядового врача вырос до заместителя главного врача областной санэпидемстанции. В 1971 году его назначили главным санитарным врачом города Целиноград. Это была очень серьезная должность: он отвечал за санитарное состояние города, объектов торговли, за качество воды, питания. В тот период было очень плохое благоустройство города. В большом количестве в городе росла белина — ядовитое растение с красивыми плодами, похожими на съедобную ягоду. В то время произошло достаточно большое количество случаев отравления белиной среди детей, один из них — со смертельным исходом.



— В должности главного санитарного врача я проработал 11 лет. В тот период я был депутатом городского совета народных депутатов. Возглавлял комиссию по охране атмосферного воздуха. А потом в 1982 году меня назначили заместителем заведующего областного отдела здравоохранения, организующего работу всех лечебных отделов региона. В этой должности я проработал до 1995 года. Далее меня перевели на должность директора областного центра «Медстандарт». В то время, когда все рушилось, терпела крах и система обеспечения территории лекарственными средствами, а также контроль за их реализацией. Тогда областное аптечное управление практически закрылось, и начался бардак в реализации лекарственных средств. Тогда продавал кто хотел, что хотел и где хотел. Лекарства сбывались на базарах, в латках, в продовольственных магазинах, на морозе, и даже температуре в 40 градусов. Лекарства становились негодными к употреблению, ведь они требовали жестких температурных условий хранения, потому что каждое лекарство — это химическое вещество. После ликвидации областного аптечного управления ни кто это не регулировал. Я создал центр, набрал кадры, мы сами делали ремонт. Дальше я создал лабораторию, которую аккредитовал как центр стандартизации и сертификации лекарственных средств. Тогда мы начали наводить порядок и в течение трех лет весь беспредел в торговле лекарствами был ликвидирован. Мы занялись лицензированием всех аптек и навели порядок в этом вопросе. И вот сейчас, вы видите, какие прекрасные аптеки в городе.

Читать продолжение
Теги: династия врачей

Со второй половины XIX стали появляться фотоснимки природы и зданий казахской степи, представителей власти и простых людей. К этому времени можно отнести и «Альбом Туркестана».

По прямому поручению Константина Кауфмана — генерал-губернатора края, было собрано 1200 фотографий для данного альбома, состоящего из 4 частей. По ним можно отследить быт и культуру, образ жизни и историю казахского народа.

Представленные вниманию наших читателей фотографии с этого альбома имеют отношение к жизни исторических личностей.



Этот снимок сделан в восточной местности нашей Республики. В пояснительной записке сказано, что на фотографии — представители власти Тарбагатайского и Кокпектинского округов. Однако, доподлинно не известно, кто именно изображен.

По нашим предположениям снимок был сделан в 70-80-ые года XIX века. Возможно, на фотокарточке сам царевич Николай — наследник царского трона, который, как известно, в 1881 году приезжал в г. Омск.



А на этом снимке запечатлен Мухтар Ауезов — писатель, прославивший казахский народ на весь мир. Видно, что Мухтар Омарханович участвует в каком-то политическом мероприятии. Судя по тому, что на голове у него шапка, а сам он одет в пальто с воротником, на дворе стоит зимнее время года.



На этой фотографии изображен Ильяс Жансугуров — известный казахский поэт. Одной рукой он держит трость, на которую опирается, а в другой — плащ. И хотя его возраст еще не столь преклонен, чтобы хождение с палочкой стало необходимостью, однако в те времена трость была навеяна влиянием моды, к тому же указывала, что ее владелец из числа сал-сері (творческих личностей). Мы предполагаем, что фотография сделана в то время, когда Ильяс Жансугуров руководил Союзом писателей Казахстана.



На фотокарточке изображен Ильяс Жансугуров верхом на Кулагере. Снимок является редким кадром и ценным наследием.

Читать продолжение
Теги: Альбом Туркестана, исторические фотографии, редкие фотографии


Бесік — это наследие, оставшееся от наших кочевых предков.

Как появилась колыбель?

Как гласит легенда, первая колыбель (бесік) появилась в окрестностях Жетысу и Алтая во времена бия Айыркалпак Айдархана. Отец Айдархан бия — известный Мизам баб садил деревья и леса в казахской степи. Мизам баб прожил 150 лет, и за это время из тех саженцев, что посадил Мизам баб, выросли прекрасные сады.

Узнав о том, что Мизам Баб скончался, китайцы сожгли лес из зависти. В то время сам Айдархан бий был далеко от этих мест. Отец явился ему во сне, и сын Мизам бабы спешно вернулся домой. Когда он увидел, что густой лес превратился в пустынную местность, то сильно опечалился. Он собрал уцелевшие после пожара деревья и отправился домой.

Но жизнь продолжалась… Айдархан бий женился, у него родился первенец, но ребенок плакал, не переставая. Не могли помочь даже самые знатные лекари. Внезапно плач младенца стих. Смотрит Айдархан бий и видит, что подле ребенка сидит старец в белом одеянии, который, положив младенца на сохранившиеся после пожара ветки деревьев, покачивает его. Когда Айдархан бий приблизился, то старец неожиданно исчез. Бий Айыркалпак Айдархан соорудил из этих веток некогда прекрасного леса, который сажал его отец, колыбель.

Так, колыбель стала неотъемлемой частью жизни кочевого казахского народа. Оригинал данной легенды сохранен в книге «Салт-дәстүр сөйлейді».



Колыбель полезна для детского здоровья

Во-первых, у младенца, засыпающего в колыбели, хорошо развивается вестибулярный аппарат. А когда ребенок подрастает, то его уже не будет тошнить верхом на лошади или при поездке на транспорте, потому что в детстве его качали в колыбели. Во-вторых, ноги ребенка, которого укладывали в колыбель, будут ровными, а телосложение — красивым. Все это благодаря тартпа бау — ремешкам для связывания младенца, которыми его повязывают в двух местах: на коленках и на груди. Они, сдавливая ноги и руки, постоянно держат их в одном положении. Именно по этой причине руки-ноги собраны, а движения становятся энергичными. В-третьих, в колыбели предусмотрены такие гигиенические устройства, как шумек и тумек, благодаря которым ребенок даже без подгузников сможет оставаться сухим и чистым. Кроме того, у лежащего на спине ребенка формируется ровный скелет, прямая осанка. В-пятых, жабу — покрывало, которым сверху накрывают колыбель, защищает ребенка от насекомых, от холода и палящего солнца, а также от различного рода опасностей.

Бесікке салу (укладывания в колыбель) — главная церемония



Конечно же, все знают о церемонии бесік той, имеющей глубокое воспитательное и психологическое значение.

После того, как младенцу исполняется 40 дней, проводят церемонию «Бесік әкелу». Колыбель для первенца приносят родственники по линии матери ребенка. Этот обряд укрепляет родственные отношения двух сторон. Перед тем, как уложить ребенка в колыбель, всеми почитаемая бабушка проводит обряд очищения огнем.

Значение пословиц и поговорок о бесік (колыбели)

Колыбель — это наследие, оставшееся от наших кочевых предков. Ахмет Байтурсынов говорил: «Ел болам десең, бесігіңді түзе»! — «Государство начинается с колыбели».

«Бесік» имеет большое не только материальное, но и духовное значение. Колыбель — это неизменный символ родной земли, нежных объятий матери, воспитания.

Кроме того, есть пословица, сказанная по отношению к холостым парням: «Есік көргенді алма, бесік көргенді ал» — «Не бери девушку, побывавшую замужем, бери ту, которой пели колыбельную». Пословицы о колыбели распространены и у других народов.

Приметы и поверья касательно колыбели

«Казахский народ считал священным шанырак, колыбель и порог. Казахи никогда не наступали ногами ни на один из данных предметов. Во все времена эти три вещи были связаны друг с другом. Даже когда они приходили в негодность, их предавали огню, после чего золу закапывали», — говорится в некоторых фактах.

Пустую колыбель нельзя качать, кроме того, бесік покупают только после рождения ребенка. Вместе с тем, нельзя торговаться при покупке колыбели, ее нужно приобретать по установленной продавцом цене.

С течением времени некоторые приметы устаревают, теряют свой первоначальный бытовой смысл. Например, никогда нельзя оставлять колыбель не накрытой, нужно хотя бы привязать платок к верхней перекладине колыбели, нельзя садиться на правую сторону колыбели. Данные поверья канули в лету…

http://e-history.kz/
Теги: Бесік, Колыбель

Директор Института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова Абжанов Хангельды делится своим мнением в нашей новой рубрике «от Казахского ханства до «Мәңгілік Ел».



— Хангельды Махмутович, возможно ли было сохранить казахское ханство в период его распада?

— Когда у нас господствовала коммунистическая идеология, присоединение Казахстана к России рассматривалось как прогрессивный шаг, но в его результате Казахское ханство было ликвидировано. Потому что нынешний Казахстан соседствовал с мировыми державами, с одной стороны — Российская империя, с другой стороны — Китай, а с третьей стороны уже наступала Англия, проводя свою колониальную политику. Так или иначе, потенциал казахов XVIII века не давал возможности существовать самостоятельно как независимое государство тех времен.

— Назовите основные факторы и первопричины распада Казахского ханства?

— Главная и более детальная причина распада Казахского ханства заключалась в том, что в XVIII веке европейские государства, в том числе Российская империя овладели массовым огнестрельным оружием. Нынче государства, обладающие ядерным оружием, пользуются преимуществом ровно также, как те, кто имел в те эпохи мощное огнестрельное оружие. Они диктовали свои условия, то есть путей сохранения Казахского ханства вовсе и не было. Так как противостоять державам тех времен — означает привести свой народ к погибели. Мы, так или иначе, вошли бы в состав Российской империи, Китая либо Англии.

В XVIII веке российская артиллерия, английские военные корабли считались высшим достижением в научно-технической мысли. Такого вооружения у казахов не было. Мы еще были вооружены пиками, саблями и луками, а с таким арсеналом отстоять независимость было невозможно. Присоединение Казахского ханства к Российской империи — это неизбежный объективный ход истории.

— Хангельды Махмутович, как вы понимаете национальную идею «Мәңгілік Ел»?

— Что означает национальная идея? Она состоит из двух частей: первая часть — «нация», вторая — «идея». Нация — это большая общность людей, объединенных языком, культурой и единым государством, а идея означает мечту. То есть национальную идею можно перевести как «мечта народа». Любой народ мечтает быть вечным. Нет такого народа который не желает быть вечным. Наши предки — древние тюрки тоже мечтали быть вечными.

— Как вы думаете, откуда берет свое начало национальная идея «Мәңгілік Ел»?

— Термин «Мәңгілік Ел» использован в памятнике Культегину. В этом памятнике есть термин «Мәңгі Ел», который применяется в контексте столицы государства древних тюрков. Момент, когда древнетюркские государства — государства Культегина достигли своего наивысшего рассвета. Отсюда и вывод, народ вырабатывает свою национальную идею в самые прекрасные, благополучные периоды и годы жизни.

Мы пришли к идее «Мәңгілік Ел» благодаря нашему Президенту в 2014 году. В этом году Президент заявил, что до конца века нашей национальной идеей будет «Мәңгілік Ел», тем самым он возродил ценности и мечты наших предков. Любой человек мечтает быть вечным, но это невозможно, вечным может быть только человечество, его страна, его «Ел».

— К чему нужно стремится нашей молодежи, чтобы эта идея полноценно реализовалась?

— Для этого надо быть всегда конкурентоспособными. Наши предки были конкурентоспособны и создали еще в XV веке свое государство. Мы были конкурентоспособны и в конце XX века обрели независимость. Теперь мы хотим, чтобы наше молодое поколение тоже было таким, и ставим цель — войти в число развитых 30 государств мира. Это есть мечта — реальная и осуществимая мечта. В этой связи нам нужно достичь множество задач и целей, первостепенной и основной из них является — овладение научно-техническим прогрессом. У кого будут высокие технологии и наука — тот будет «на коне». Человеческий опыт уже многократно доказал, что только наука и техника выведет страну и народ на высокие стадии развития.

— Благодарю Вас за уделенное время!

http://e-history.kz/
Теги: Казахское ханство, Абжанов Хангельды, Мәңгілік Ел

У Сакена Сейфуллина, великого сына казахского народа, и его супруги Гульбахрам было двое детей: в 1931 году родилась дочь Лаура, а 10 ноября 1936 года — сын Аян.

Однако, и Лаура, и Аян умерли еще совсем маленькими. Причиной смерти стали жестокие репрессии того времени.

Сохранилось много фотографий Сакена Секйфуллина (по сравнению с другими представителями казахской интеллигенции). Вот фотография Сакена Сейфуллина, на которой он изображен вместе со своим другом К. Отекиным. Снимок сделан в один из летних дней 1937 года, в Алмате. По фотографии видно, что Сакен весел и полон сил.



«С рождением Аяна Сакен стал совсем „чадолюбивым“… Когда на сорок дней проводили обряд „қырқынан шығару“, то именно он (Сакен) много суетился, ведь как никак единственный сын. Даже, когда Сакен писал свою книгу „Біздің тұрмыс“ — „Наш быт“, одному из героев дал имя Аян. Он любил такие имена, как Аян, Ардак», — вспоминала супруга Сейфуллина Гульбахрам.

А самому сыну Сейфуллина (Аяну) дал имя Мухтар Ауэзов.

Сохранились две фотографии из семейного архива Сакена Сейфуллина, где изображено, как супруга Гульбахрам играет с маленьким Аяном. Кроме того, имеется и снимок, на котором присутствует только Аян.





… Двое супругов усиленно готовились к празднованию годика своего маленького чада. Известно, что год — это важная юбилейная дата, поэтому, чтобы хорошо встретить гостей, супружеская пара приобрела праздничную белую скатерть. Но, к сожалению, этому дастархану так и не суждено было накрыться… Когда до празднования именин оставались считанные дни, тройка НКВД арестовала Сакена.

Таким образом, в сентябре 1937 года Сакен Сейфуллин, будучи невиновным, был признан «врагом народа» и его арестовали. Как говорит сотрудник столичного музея имени С.Сейфуллина (статья «Сәкен мен Гүлбаһрам» — «Сакен и Гульбахрам» была опубликована в газете «Астана, ақшамы»), Гульбахрам последний раз видела своего мужа 8 февраля 1938 года:

«Когда я вошла, то увидела Сакена… Некогда румяное лицо почернело… За каких-то 4–5 месяцев его волосы поседели. Глаза поблекли… Щеки втянулись. Передо мной словно сидел какой-то призрак… Это была наша последняя встреча с Сакеном. Мы даже не смогли ни о чем хорошенько поговорить. Когда тебе приказывают говорить на русском, то что можно сказать? А когда я между слов спросила: «Почему не спрашиваешь про Аяна?», то Сакен, словно человек, только что пробудившийся от сна, задал мне встречный вопрос:

— Он жив?

— Прекрати, не говори ерунду. Сюда его бы не пустили, поэтому Аян остался дома. Откуда ты только взял такую плохую новость! Он жив-здоров, не переживай, мы ждем твоего оправдания.

— Конечно, все так. Просто я видел плохой сон…

Читать продолжение
Теги: Сакен Сейфуллин, Гульбахрам, Аян

15 июня в Кокшетау прошла театрализованная экскурсия по залам областного историко-краеведческого музея.

Мероприятие проходило в рамках Межрегионального музейного фестиваля, посвященного 550-летию Казахского ханства. Историю оживили актеры Областного казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова.

Экскурсию открыл директор музея, Кенжебай Мукушев, поприветствовав гостей виртуозной игрой на домбре.



Театрализованная экскурсия началась с Абылай хана. Земля Кокшетау неразрывно связана с именем этой знаменитой исторической личности, здесь долгие годы располагалась ставка великого хана.
Перед зрителями была разыграна сцена прощания Абылай хана со своими сыновьями, которых он отправлял в аманаты в Россию и Китай. "Если понадобится, то и 30 сыновей отдам в разные страны, ради мира на казахской земле" - произнес Абылай хан. Такие исторические факты о мудрости и дальновидности Абылай хана и сегодня становятся символом истинного патриотизма.







Следующая сцена, развернувшаяся перед гостями, отображала момент написания письма Кенесары Касымова к российским властям. В своем письме Кенесары требовал уничтожения укрепленных пунктов на казахской территории, возврата отобранных пастбищ, в случае невыполнения, оставляя за собой право продолжить войну. Примечательно, что Кенесары являлся родным внуком Абылай хана и достойно продолжал дело своего деда. Он внес огромный вклад в развитие казахской государственности.

Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/1212
Теги: Кокшетау, 550-летие Казахского ханства, музей

Как и другие культовые сооружения, в советское время мечеть имени Науана Хазрета была превращена в обычное здание.

История городской мечети имени Науана Хазрета, расположенной на улице Ауельбекова, насчитывает более сотни лет. Начиналась она в конце XIX века. К этому времени в городе уже была мечеть — на улице Большая Садовая (ныне имени Абая), там, где после ее сноса был построен дом, в котором разместился ювелирный магазин «Алмаз». Муллой той мечети с 1886 года был Наурызбай Таласов, известный как Науан Хазрет. Весьма образованный для своего времени ученый — богослов, окончивший кроме Петропавловского медресе, высшую духовную семинарию в Благословенной Бухаре, прошедший стажировку в Багдаде — духовном центре мусульманства, он многое сделал для духовного просвещения правоверных Кокчетава. По инициативе Науана Хазрета и была построена новая мечеть, носящая сегодня его имя.

Неизвестно, в каком году было начато строительство, но на плане города 1893 года здание уже обозначено как «вновь построенная мечеть». Улица Ауельбекова в конце XIX века называлась Казанская, вероятно потому, что заселена была в основном татарами — выходцами из Казани. Многие из них занимались торговлей. Именно на средства богатых татарских купцов и строилась новая мечеть, хотя свою посильную лепту в это благое дело внесли все мусульмане города. Строителей пригласили из Казани, но и городские умельцы принимали участие в возведении здания. Писатель Ибрагим Салахов, уроженец города Кокшетау, который и сам владел плотницким ремеслом, рассказывал, что одним из них был его отец Низам, известный в городе мастер, построивший в Кокчетаве не один украшенный деревянными кружевами дом…

До 20-х годов прошлого века с минарета белой, украшенной резьбой мечети муэдзин призывал правоверных к молитве, а потом ее постигла участь большинства культовых сооружений страны Советов. Мечеть лишили минарета, перестроили и превратили в обычное здание, которое в разные годы использовалось для нужд города. В 1941–1945 годах в бывшей мечети размещались формировавшиеся воинские части, с 1947 по 1974 — Областной историко-краеведческий музей, потом — художественные мастерские драматического театра, в 1975 году — галерея-филиал Республиканского художественного выставочного зала…

Спустя почти семьдесят лет, в 1989 году, в соответствии с решением Кокшетауского областного исполнительного комитета, мечеть была возвращена верующим города. Сегодня здание мечети является памятником историко-культурного наследия города Кокшетау и находится под Государственной охраной. И, как много лет назад, с окрашенного в небесно-голубой цвет минарета муэдзин призывает мусульман к молитве…

Гульчехра Перлей,
старший научный сотрудник Музея истории г. Кокшетау


http://e-history.kz
Теги: Мечеть имени Науана Хазрета


У казахского народа есть такое выражение: «Жиен ел болмас» – «детей от дочери/сестры не считайте своими людьми». Так как дети рожденные от дочери являются продолжателями рода мужа, а не ее рода.

Люди, внешне похожие на представителей своей родной национальности, но, живущие в другой стране, найдутся в каждом народе. В этом небольшом материале мы остановимся подробнее на двух таких известных нам «казахских» личностях, матерями которых являлись казашки.

Генерал Корнилов




Лавр Корнилов известен в истории как полководец. Но, мало кто знает, что кроме этого, он еще и был всесторонне развитой личностью. Лавр Георгиев – путешественник, дипломат и полиглот, владеющий шестью языками. Вместе с тем, в настоящее время высказывается предположение о том, что он был и лингвистом.

Лавр Георгиевич родился в 1870 году в Усть-Каменогорске. Его мать Мариям (Мария) Ивановна была крещеной казашкой, выросшей на берегу Иртыша. Имеется много сведений, подтверждающих, что Лавр Георгиевич внешне походил на казаха, что в последствии сильно помогло, когда он был разведчиком. Говорят, что в детстве он свободно владел и казахским и турецким и арабским языками.

С восьми лет он участвовал в разведке. В 1914 году получил звание генерал-лейтенанта за проявленный в Первой мировой войне героизм. Тогда Лавр Георгиевич пленил более трех тысяч вражеских солдат.

В 1917 году военно-политическое положение Петрограда ухудшилось. По предложению Временного правительства под руководством Керенского, генерала Корнилова назначают Верховным главнокомандующим. Лавр Георчиевич усиливает военный порядок, просит ввести на фронте такую меру наказания, как смертная казнь...

Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/1201
Теги: Генерал Корнилов, адвокат Плевако

На протяжении многих лет у народностей проживающих на территории Казахстана были различные виды символов, обладающие особым значением. Сегодня важное место в казахстанском обществе занимают такие символы как солнце, орнамент, парящий орел, тулпары, юрта и ее составные элементы.

Если брать во внимание национальный орнамент казахов, то он имеет глубокую историю и смысл. В орнаментальном стиле казахов чаще всего встречались треугольники, спирали и бараньи рога — «қошқар мүйіз».



Особое место в жизни казахов занимала юрта. Сложную идеологию тюркских племен и уровень их высокого культурного развития отражает именно эта конструкция с неординарным архитектурным строением. Вся жизнь казаха была связана с юртой. В особенности такая деталь, как шанырак, была семейной реликвией, которую передавали из поколения в поколение.



Очень большой смысл древние казахи вкладывали в солнце. Наши предки, даже в силу незнания современной астрофизики, понимали его значимую роль в природе и в их жизни в целом. Поклонение Солнцу, как объекту в зоне видимости, стало причиной отсутствия религиозного фанатизма у тюрков, и вопрос веры не был доминирующим. Этим можно объяснить толерантность монголов и тюрков к другим религиям, так как Солнце светит всем народам.

Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/1190
Теги: Символы казахов

Ты уверен, что Астана не хранит от тебя тайн и загадок? Мы даем уникальный шанс пройти пешком по городу и узнать много интересного об Астане, ее достопримечательностях и исторических местах. Но это не просто прогулка, это нечто большее… сити-квест на знание города!

Узнать правила и подать заявку можно здесь: http://quest.e-history.kz/ru
Теги: Астана, Сити-квест

Эти места являются не только историческим достоянием казахских степей, но и частью популярных туристических маршрутов.

1. Айгай кум — «Поющие пески»



«Айгай кум» — это огромный холм из песка светлых тонов, высота которого достигает 150 метров, а длина — 3 километра. Этот бархан расположен на территории Алматинской области между гребнями Джунгарского Алатау. Одним из уникальных феноменов бархана является песок, имитирующий звуки, похожие на мелодию органа и сигналы речных судов. Эти звуки слышны на расстоянии нескольких километров.

2. Алаколь



Алаколь — озеро вблизи границы с Китаем, которое окружено горами Джунгарского Алатау. Алаколь — это своеобразное степное море, длина которого — 104 км, а ширина — 52 км. Уникальность озера заключается в том, что его северо-восточная часть является соленой, а южная часть — пресной. Установлено, что раньше около озера пролегал известный Великий Шелковый путь. Еще в то время караванщики отмечали целебное свойство вод: соленые воды сказочным образом восстанавливали силы и укрепляли здоровье.

3. Алматы



Археологи свидетельствуют, что самые первые поселения ранних скотоводов и земледельцев на территории современного города Алматы появились в далеких X–IX веках до н. э. Позднее эта территория стала простором обитания сакских, а позже уйсунских племен.

Именно к этому промежутку времени относятся курганы саков, обнаруженные на территории Алматы. История современного города начинается 4 февраля 1854 года, тогда было решено построить на левом берегу Малой Алматинки Заилийское укрепление, которое позже было названо Верное. 1 июля 1998 года город Алматы приобрел статус научного, культурного, исторического, финансового и производственного центра Казахстана.

4. Бекет Ата и подземная мечеть



В местности Огланды Мангистауской области находится подземная мечеть Бекета Ата, датируемая XVIII в. Бекет Ата жил во второй половине XVIII века. Он был похоронен в подземной мечети, которая была его предсмертным пристанищем. С тех пор это место стало уникальным и святым, куда ежегодно съезжаются паломники. По преданиям, Бекет Ата жил в меловых комнатах, его жилье состояло из кухни и двух помещений, вырубленных в ракушечнике.

5. Боровое



Со второй половины XIX века Боровое стало популярно как курортное место. Сегодня эту зону называют «жемчужиной Казахстана» либо «казахстанской Швейцарией». В свое время Боровое стало одним из самых богатых улусов Среднего жуза после создания Казахского ханства. В Боровом есть поляна, названная в честь великого хана Абылая, где в наши дни установлена памятная стела, символизирующая объединение 3-х жузов в единое государство. Неподалеку — гранитный трон Абылай хана — священное для казахского народа место, поскольку здесь наблюдается обилие биологически активных ультрафиолетовых лучей, оказывающих на организм омолаживающий эффект.

6. Жидебай



Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай — Борили» расположен в Семипалатинске. Архитектурный вид музея сохранил свой первозданный образ. В пяти комнатах и трех залах музея расположились материалы, которые передали друзья и родственники Абая: книги на русском, персидском, турецком и арабском языках, фотографии тех годов, домбра Абая с тремя струнами и бытовые предметы. Здесь сохранен мусульманский дух восточных училищ, также есть древние книги и рукописи на татарском, турецком, чагатайском, арабском языках и фарси.

7. Мавзолей Мазар Козы-Корпеш и Баян сулу



Мавзолей Мазар Козы-Корпеш и Баян сулу (X–XI века), находится в Аягозском районе Восточно-Казахстанской области. Мазар является элементом древней архитектуры, который дошел до наших дней и связан с именами знаменитой лирико-эпической поэмы. Мавзолей олицетворяет образы героев этой поэмы — символы бессмертной любви девушки и юноши — Ромео и Джульетты казахских степей.

Известный исследователь Центральной Азии и Казахстана Потанин писал: «…Любимая повесть, которую знает вся степь от Оренбурга до Зайсана, верх
казахской этики — это история красавицы Баян сулу, которая влюбилась в Козы Корпеша…»

8. Катон-карагай



В 2001 году был основан крупнейший в Республике неповторимый Катон-карагайский национальный природный парк. Именно по этой территории шла популярная Северная ветвь Великого Шелкового пути. На запад по ней проходили караваны аримаспов и скифов с бронзой и золотом Алтая. Именно здесь на высоте 1200 метров над уровнем моря в Бухтарминской речной долине обнаружили датируемый IV веком до н. э. курган с захоронением князя саков. Также были найдены берельские курганы — археологические памятники, которые не имеют аналогов в Казахстане.

9. Тургеньское ущелье



На расстоянии 90 км от Алматы в национальном парке Иле-Алатау есть уникальный уголок природы — Тургеньское ущелье. Это ущелье знаменито реликтовыми моховыми ельниками и семью водопадами, Наиболее часто посещаются из них Медвежий и Кайракский. Медвежий водопад высотой 30 метров представлен в красивом месте среди нависающих скал. Эти скалы разбиты после землетрясения и хранят отпечатки растений доледникового периода. Здесь можно познакомиться с природой и историей края, археологическими памятниками сакской культуры — курганами-могильниками, а также музеем под открытым небом, где стоит скульптура воина-сака — знаменитого «Золотого человека», ставшего государственным символом Республики Казахстан.

10. Чарынское ущелье, Чарынский каньон



Чарынский каньон находится в 200 километрах восточнее Алматы, протяженность каньона составляет 154 километра. Каньон разделен на части рекой Чарын. Склоны каньона достигают 150–300 метров. Здесь произрастает реликтовое дерево — Ясень согдианский, который сохранился еще с ледникового периода. Этот каньон образовался природными процессами в эпоху палеолита около 30 миллионов лет назад. Это самый древний вид современной флоры, который относится по международному кадастру к исчезающему виду.

http://e-history.kz/
Теги: Айгай кум, Алаколь, Алматы, Бекет Ата, Боровое, Жидебай, Козы-Корпеш и Баян сулу, Катон-карагай, Тургеньское ущелье, Чарынский каньон

С приходом к власти Голощекина в 1935 году ситуация с репрессиями в Казахской ССР накаляется Жусупбек Аймаутов был репрессирован едва ли не первым из числа представителей передовой казахской интеллигенции.

Расследование началось в 1929 и длилось целый год, при этом не было ни одного доказательства в предъявленных обвинениях.



В книге Турсына Журтбая «Ұраным — Алаш» — «Мой девиз — Алаш», подробно описаны выдвинутые Аймаутову обвинения:

«1. В 1921–1922 годы в Ташкенте и Оренбурге создал секретную контрреволюционную организацию для свержения советской власти.

2. Участвовал в восстании басмачей Средней Азии, стремился к созданию военного отряда, таким образом, хотел отделить Казахстан от Российской империи.

3. Использовал комиссию по оказанию помощи голодающим для проведения агитации к свержению советской власти.

4. Проводил агитацию, направленную против раскулачивания баев. Агитировал баев на вооруженное восстание.

5. Секретно связывался с Англией.

6. Был обвинен в том, что совершил покушение на товарища Голощекина — первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, хотел его расстрелять».

29 июля 1929 года было закончено следствие по делу Аймаутова. Жусупбек этапом отправляется в Москву. Вместе с ним перегоняли еще несколько человек, держать которых было поручено далеко друг от друга. Аймаутова обвинили по пунктам 2, 8, 10, 11 58-ой статьи. Его приговорили к расстрелу.



Жусупбек Аймаутов с дочкой Музой

«Осенью 1929 года моего отца забрали», — говорит Муза (Маруа) Жусупбековна. «И отец, и мать плакали: „Теперь неизвестно, встретимся ли мы…“. Моя мама писала жалобы во все места, но, ничего не вышло. А в конце 1931 года пришло письмо от Надежды Константиновны Крупской. В том письме она сообщала: „Вы теперь зря не беспокойтесь, вашего супруга нет на этой земле. Это я совершенно точно проверила“ (З. Акышев, К. Жукен. „Шалқар“, октябрь 1990 г.)».

После того, как Жусупбека Аймаутова выслали далеко от родной земли, следствие над ним велось еще целый год. Но, в ходе следствия не было найдено ни одного доказательства, которое бы подтверждало его вину. «Маған тағылған кінәмен таныстым. Өзімді айыптымын деп санамаймын» — «Я ознакомился с предъявленным мне обвинением. Но виновным себя не считаю». Это были последние строки, написанные просветителем. Аймаутов прожил всего 41 год.



Последняя фотография Жусупбека Аймаутова

Таким образом, в 1929 году Жусупбек Аймаутов был арестован по обвинению в связи с националистическими организациями на территории Казахской ССР. 4 апреля 1931 года Аймаутова заочно приговорили к расстрелу, а 21 апреля того же года строгий приговор был приведен в исполнение.



Справка об оправдании Аймаутова

Как сообщила в прошлом году Федеральная служба России, Жусупбек Аймаутов вместе с другими подвергнувшимися гонениям был похоронен в братской могиле в Ваганьково.

Ильяс Жансугуров. Последние годы жизни
Теги: Жусупбек Аймаутов