История Казахстана / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены.












История Казахстана



Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.

Блог ehistory Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация




Какими были первые варианты Государственного герба Республики Казахстан? Какие идеи преследовали авторы Государственного герба — Шот-Аман Уалиханов и Жандарбек Малибеков?

В статье мы будем искать ответы на эти и другие вопросы.2 октября 1991 года, когда Казахстан еще не обрел независимость, казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров полетел в космос. Это историческое событие до сих пор в памяти народа. Полетел он туда с нагрудным знаком, изображение которого предоставлено ниже. Автор нагрудного знака — Шот-Аман Уалиханов, архитектор, известный ученый, общественный деятель. Нагрудный знак имел форму герба. На нем был изображен полумесяц, шанырак и звезда на голубом небе.



10 октября 1991 года в газете «Ана тілі» вышла статья «Құр шулаймыз, жоқ жалау, байрақсыз қайрат — бос қайрат» о будущих Государственных символах Казахстана, где рассказывалось о том, как архитектор Шот-Аман Уалиханов создал образец герба. В статье подробно описывается, откуда же возникли два крыла. Эти крылья символизируют богиню Нику из греческой мифологии. Богиня всегда изображается двукрылой. Кроме того, двукрылым изображается и Пегас, который будучи символом поэзии дарит вдохновение поэтам.



Кроме того, автор статьи пишет о том, что какую бы религию мы не рассматривали, ангелы всегда изображаются двукрылыми.

Вместе с тем, в результате раскопок на территории Казахстана находят золотые украшения, на которых так же присутствуют изображения крыльев. Так, на найденной в Каргалы золотой диадеме, изображен крылатый конь и крылатый человек, а на найденных в Иссыкском кургане изделиях — крылатые и рогатые лошади, крылатые барсы в горах и др.

Таким образом, после геральдических и археологических исследований появился первый вариант герба. А в выпуске № 48 газеты «Қазақ әдебиеті» — «Казахская литература» от 29 ноября 1991 года вышла статья «Қазақ халқының елтаңбасы қандай болуы керек?» — «Каким должен быть герб казахского народа?».

В статье подробно описано, как выглядел первый вариант герба, даны пояснения к нему. Автор писал, что голубой цвет на гербе символизирует тесную связь человека с космосом. На небосводе мерцает звезда, а под ней расположилась луна. Звезда символизирует счастливое будущее Казахстана.

По внешнему кругу шанырака (прим. — первого варианта герба) были написаны такие слова: «Малым — жанымның садағасы, Жаным — арымның садағасы» — «Совесть дороже жизни».

Внизу — надпись «Казахстан», по обе стороны от нее расположены изображения льва и волка, которые были добавлены в ходе дальнейших изменений. Изображения льва и волка показывают, что звериный стиль саков не был утерян до сегодняшнего дня. Кроме того, в нижней части герба изображены полосы трех цветов: голубого, розового, белого. Голубой цвет обозначает единство, розовый — свободу, а белый — мораль.

Таким образом, работа известного архитектора Шот-Аман Уалиханова сначала побывала в космосе, а после, претерпев некоторые изменения, была предложена в конкурсе на государственный герб.

Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/1189
Теги: Герб Казахстана

Қошағаш тарихы — қазақ тарихының зерттелмей, ескерусіз, елеусіз жатқан бөлігі.

«Бәйтеректің оқшау шыққан бұтағы» деп аталған бұл туындыға көркем өлке Алтайдың қойын-қонышынан ырзығын теріп, қоныс еткен Найман ұлысы, алты Қаратай елінің берідегі, талайлы тағдырына арқау болған. Кітаптың атауында айтылғандай, тұтас қазақ елінің тарихының бір бөлшегіндей Алтай өлкесіндегі Қошағаш қазақтарының әр кезеңдегі өмірлері, шаруашылық жайы мен тұрмыс қалпы баяндалады. «Қиыр қонып, шет жайлап», «Алаң да алаң, алаң жұрт», «Жылаған жылдар шежіресі», «Нәубет құрбандары», «Өткен күнде белгі бар» деген тараулардан тұратын кітаптың құндылығы сонда, ұрпақ жадына ұлт тарихынан мол мағлұмат беріп, жүріп өткен жолымыздың қандай қасіретті, қандай ауыр болғанын сөзсіз меңзейді. Сондықтан ел тарихының кемшін тұсын толтыруға, ашылмаған, ақтаңдақтардың жария болуына септігін тигізетіні даусыз бұл еңбектің.

Шығарма автордың — Пионер Солтанұлының нағашысы Рүстем Әбітұлы, Қошағаштағы Шүй деген жерді мекен еткен көне көз қариялардың, «көнектің түбін тескен» қарттардың, маңдайын ерте әжім басқан әжелердің айтқан әңгімесін тыңдап, соларды саралап, мың ойланып, мың толғанып барып жарық көргені, аңдалады. Сонымен қатар екінің бірінің қолы жете бермейтін мұрағат материалдарын орынды пайдалана білген.

Қаратай елінің ұрпағы өсіп, аумағы кеңейгеннен жері тарлық ете бастайды. Рулардың бас көбейсе, яғни буын саны жеті атадан асатын болса, оларды ру деп танып, еншісін беріп бөлек шығаратын қазақтың жолы бұрыннан бар. «Бес Отыншы» атанған бір қауым елдің Құлжабайы да бөлектеніп, жырақтана бастайды. Қалдеке деген биі, ел басқарар көсемі сайланып, Шабанбай жайлауынан асып, өзге жерге ірге тебеді. Содан басталған таусылып бітпес тарих тегершігі аласапыран шапқынға ұласып, жер үшін, жесір дауы үшін өзімен-де, өзгемен-де жауласу, қабақ аңдасу тоқтаусыз жүріп жатады.

Барлық оқиғаны жазып оқырман уақытын алмайық, өзімізге айрықша әсер еткен, жадымызға салмақ түсірген, ойлантқан-толғантқан жерлеріне тоқталсақ. Сөз басында кітаптың қандай тарауларға бөлінген жазғанбыз, осы тараулардың ішінде ерекше тоқталғымыз келетіні — «Жылаған жылдар шежіресі» тарауы. Мұндағы қазақ тарихындағы қасіретті саналатын зұлматты жылдардағы жазықсыз құрбан болған аталарымыз бен аналарымыздың бақсыз, талайсыз тағдырының баяны. Кітапта бұл жайында автор құр сөзбен қуырдақ қуырып, баяндап қана қоя салмайды. Кезінде кірмек түгілі естудің өзі сұмдық үрей болған НКВД мекемесінің мұрағатынан қажетті деректі ала алу ісі, қол жеткізіп тұрып келістіріп жариялау ісі тиянақты жүргізілген.

Айталық, 1930 жылы 8 наурыздағы, Ақталдағы митинг кеңес үкіметі қарсылық деп бағаланып, оған қатысқан қарапайым адамдар, жазықсыз жандар жаппай жазалау науқанына ұшырайды. Осы митингтің басқарушысы ретінде Құтбай Әкімбайұлы ұсталып, жеке суретке түсіріледі. Айрықша тергеледі. Суретте анық көрсетілгендей, тергеу барысында болатын түрлі қысымдарға төтеп бергені, ұрып-соғуларға қыңқ демегені байқалады. Мұрағат деректерінде Құтбай туралы: «Әкімбайұлы Құтбай 1883 жылы Семей облысында туған. 20.02.1931 жылы ұсталған. 19.08.1931 жылы атылған» деп жазылыпты.

Себебі, 1931 жылды, ақпан айының 20-нда ұсталған Құтбайды тамыздың 19-на дейін тергейді. Осыншама ұзақ тергегенінен білінеді, мойындату, болмағанды болды дегізу, қол қойғызудың азапты әрекеттерінде оның даланың көкжалдарындай қайсарлығын, қара, ағаштай қаттылығын үштік еңсеріп жеңе алмаған. Жанарынан от шашқан, тозақтың қай түріне-де ащы мысқылмен, уытты кекесінмен қарайтын тегінде қайсарлық рухы есіп тұр. Әкімбайұлы Құтбай 1883 жылы Семей облысында туған. 20.02.1931 жылы ұсталған. 19.08.1931 жылы атылған.



Осы бір қара емендей қайсар азамат туралы шығармада былайша суреттеледі: «Айтқандарына тұрып 1930 жылы 8 наурызда күн көтеріле әр тұстан топ-тобымен атқа мінген азаматтар сельсоветтің артындағы алаңға жинала бастады. Қолдарында шошаңдатқан қамшыдан басқа қарулары болмаса да, айбаттанып қыр көрсеткендері ажарлы, ешнәрседен тайынғалы тұрған жоқ. Ауылдағы үкмет басындағылар жұмыс орындарында отыра алмай иналған халықтың неге көтерілгенін біліп тұрса да білмегенсіп, қайда барасыңдар мұнша халық неге жиналдыңдар деп сұраған болды. Топтың ішінен атын тебініп алға шыққан Әкімбайұлы Құтбай:

— Мына халық „Кеңес үкіметі жазықсыз түрмеге отырғызғандарды босатсын және бұдан былай мұндай бассыздықты тоқтатсын!“ деп айтқалы келді, — деді. Ауыл кеңесінің бастығы Қарамұрзаұлы Әміржай жиналғандарға жақындауға сескеніп, алыстан айқайлап:

— Тарқаңдар үйлеріңе! Кеңес үкметіне қарсылық көрсетуге болмайды, — деді. Сонда Мұрынұлы Мәсіп:

— Ей, Әміржай, әрине сендер бізді естігілерің келмейді, айдалғандар халық жауы емес, анық халық жауы сендерсіңдер, бізбен бірге Қошағашқа барасыңдар, сондағы бастықтарға бірге барып наразылығымызды жеткіземіз. Тез қасымызға еріңдер, ермесеңдер өзгеге болмаса да сендерге күшіміз жетеді, сатқын немелер, — деп сөзін аяқтап үлгермей Қосағаш жақтан гүрілдеген дауыс шықты. Халық жиналып үкіметке наразылығын білдірмекші деген хабар Қосағаштағы әскер бастықтарына хабарланып қойғанын көтерілісшілер енді ғана білді».

Содан жазалаушы жасақ Ақтал деген жерде өткен митингке қатысы бар деп 55-ке жуық адамды ұстап, соттаған. Осының ішінен 27 адамды үш жылдан он жылға дейінгі жазада бас бостандығынан айырса, тағы 27 адамды ажал оғына байлаған. Ендігі әңгімемізді 07.07.1931 жылы Айрықша үштіктің ПП ОГПУ-дың Батыс Сібір Өлкесінің № 260 шешімімен тергеуге алынған 54 кісінің фотосуретімен сабақтастыра баяндайық. Алғашқы суретті әлгінде көрсеттік: Құтбай Әкімбайұлы жеке түсірілген. Ендігі фотосуретте барлығы 50 адам. Ескерте кетейік: мұндағы кісілердің кеудесіне жазылған сол кездегі таңба, белгі. Қара дақ — қасірет таңбасы.



1. Құдайбергенов Антон — тілеуіт. 1904 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 5 жылға сотталған.

2. Нұрсалиев Сүбебай — қазақ. 1906 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 5 жылға сотталған.

3. Эдымов Кучук — тілеуіт. 1897 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 13.08.1931 жылы атылған.

4. Илюшев Михаил — тілеуіт. 1898 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 5 жылға сотталған.

5. Яйтинов Турдыбек — тілеуіт. 1895 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 13.08.1931 жылы атылған.

6. Сыдықов Жүгірәлі — қазақ. 1886 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 10 жылға сотталған.

7. Қалданов Солтанбай — қазақ. 1859 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 13.08.1931 жылы атылған. Ұлы Қабақан (Қабрахман), қызы Рахила.

8. Жортпасов Керейбай — қазақ. 1870 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 13.08.1931 жылы атылған. Ұлы Ыдырыш, Сәдуақас.

9. Тұрдыбаев Мұстафа — қазақ. 1865 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 13.08.1931 жылы атылған. Ұлдары: Бәлден, Таберек, Мәжін, Әмбия. Қыздары: Мағмер, Қайың, Қолды, Рәузән.

10. Шынғожанов Құжырбай — қазақ. 1867 жылы туған. 13.04.1931 жылы ұсталған. 13.08.1931 жылы атылған. Ұлы Елғазы.

11. Шынғожанов Божрақ — қазақ. 1864 жылы туған. 13.04.1931 жылы ұсталған. 13.08.1931 жылы атылған. Ұлдары: Балғазы, Сібәт, Әтекей. Қыздары: Оқан, Майбала.

12. Жортпасов (Керейбаев) Ыдырыш — қазақ. 1900 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 5 жылға сотталған.

13. Солтанбаев Қабдрахман (Қабақан) — қазақ. 1912 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 5 жылға сотталған.

14. Мұстафанов Тәберек — қазақ. 1901 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 5 жылға сотталған. Ұлдары: Астау, Нұрмат. Қызы Нәзипә.

15. Жапынов Қали — қазақ. 1890 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 5 жылға сотталған. Ұлдары: Қашын, Тайлақ. Қыздары: Кәмиле, Майсан.

16. Ахетов Мағзұм — қазақ. 1908 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 10 жылға сотталған.

17. Ақтоқалов Жұмағұл — қазақ. 1886 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 5 жылға сотталған. Қыздары: Шәпия, Тоташ, Шәмә.

18. Әлпиев Тілеуді — қазақ. 1882 жылы туған. 01.03.1931 жылы ұсталған. 13.08.1931 жылы атылған.

19. Шұқаев Қасен — қазақ. 1905 жылы туған. 20.02.1931 жылы ұсталған. 10 жылға сотталған. Кызы Қайырды.

20. Шәкіртов Әжмұхамет — қазақ. 1908 жылы туған. 13.04.1931 жылы ұсталған. 5 жылға сотталған. Қыздары: Әсипә, Әризә.

Жалғасы: http://e-history.kz
Теги: Қошағаш, найман


Космодром «Байконур» — самый первый и крупный космодром в мире. Мало кто знает, следующие интересные факты и цифры о легендарном объекте международного значения.

Город Байконур с 1995 года является временным городом федерального значения Российской Федерации.

КГБ разработал две схемы сокрытия точки расположения космодрома в целях максимального введения в заблуждение охотников за ракетными советскими тайнами.
Согласно заключенному договору, аренда Байконура должна закончиться в 2050 году.

В 1950 году, когда было решено начать строительство космодрома в казахских степях, для обмана возможных противников в поселке Байконур Карагандинской области был построен еще один деревянный космодром. После запуска корабля «Восток-1» на борту с Гагариным именем «Байконур» был назван настоящий космодром, который находился в 300 километрах от этого поселка.



Первый полет в космическое пространство вокруг земли на корабле «Восток-1», осуществленный на космодроме «Байконур», длился 108 минут.

Космодром «Байконур» имеет собственную столицу — это город Байконур. Этот город строился как поселок для испытателей с 1955 года параллельно со значимыми специальными объектами полигона.

Более 130 зарубежных и отечественных космонавтов вылетали на орбиту из космодрома «Байконур».

Корабль «Восток-1», запущенный с космодрома «Байконур», двигался строго по намеченной орбите со скоростью около 28 000 км/ч. Эту скорость сложно представить на Земле.



За 50 лет на космодроме «Байконур» стартовало более 1500 космических аппаратов разного назначения и более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 самых основных видов ракет, более 80 видов космических аппаратов и их модификаций.

Первый космонавт Республики Казахстан Токтар Аубакиров в 2000 году назван «Человеком века».



На полигон «Байконура» было отправлено 12 тонн спирта для промывки систем. Было израсходовано лишь 7 тонн, а для слива остатков была вырыта специальная яма, далее засыпанная песком. Но те, кто прознал про эту уловку, разгребли яму, и таким образом нарушили сухой закон на полигоне. Но дисциплина скоропостижно была восстановлена и оставшийся спирт выжгли.

Мало кто знает, что орбитальная станция «Мир» в 1998 году фактически была спасена Талгатом Мусабаевым в экстренной ситуации в момент второго полета.

Самого первого космического туриста, американского миллионера Дениса Тито, в 2001 году на орбиту «свозил» Талгат Мусабаев.



Юрия Гагарина называли «астронавтом», а не «космонавтом», о чем свидетельствуют поздравления руководителей Франции, Великобритании и США, высланные в Кремль
Город Байконур ранее назывался городом «Ленинск». Эта земля прославилась не только победами, но и ракетами, потерпевшими крушение ценой жизни сотней людей. Это происходило до первого полета Гагарина. Также взорвалась еще одна ракета после полета первой женщины-космонавта, погибло много человек.

Популярный кадр переговоров Гагарина Юрия в кабине корабля и Сергея Королева, главного конструктора, на командном пункте является имитацией, снятой в более позднюю пору.

Фразу «Я горю, прощайте, товарищи!» прокричал Юрий Гагарин в момент заключительной стадии полета, о которой долгий период ничего не писали.

Культурная прогулка: Музей истории космодрома Байконур
Теги: Байконур

В истории Казахстана немало людей, которые прославились будучи еще совсем детьми.

Их имена остались в истории благодаря проявленной исключительной храбрости, необычному мышлению или силе, которая поразила народ.

Как говорит Президент Нурсултан Назарбаев в стратегии «Казахстан — 2050»: «Воспитание детей — это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить к этому вопросу именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование».

Для того, чтобы последующее поколение было энергичным, здравомыслящим нам необходимо ставить в пример наших предков.

Казыбек би


Прославленные дети в национальной истории

Казыбек би входил в состав первой посольской миссии, направленной к джунгарскому правителю. На тот момент возраст Казыбек бия составлял всего 14 лет. Предание сохранило его речь, обращенную к джунгарскому правителю:

«Мы — казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы — мирный народ. Чтоб счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы — народ, верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры, а в грозный час, когда это нужно, ханские юрты обрушим мы! Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы железо, мы расплавим вас. Мы за мир, не за вражду, коль надо — схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты — леопард-каблан, я — лев-арыстан. Ты — скакун-тулпар, я — горный сокол-сункар. И спуску вам не дадим. С добром пришли — добром ответь! Не хочешь мира — получишь войну!»

Переговоры имели успех, и джунгары вернули похищенный скот, а также освободили 90 пленных. После той поездки казахский народ прозвал 14-летнего юношу Қаз дауысты Қазыбек.

Жакия — сын Исатая


Прославленные дети в национальной истории

О храбрости Жакии — сына Исатая, повествуют строки Махамбета Утемисулы: «Баласы Исатайдың Жақия-ды, Жақия жауды көрсе, ақияды» («Жакия — сын Исатая, когда он видит врага, то беспощаден к нему»).

Жакия родился в 1811 году, участвовал в национально-освободительном восстании, которое начал его отец. В ходе восстания Жакия сумел проявить свою находчивость и предприимчивость.

Попав в 1837 году в плен, он был приговорен военным судом к ссылке в Финляндию. После данных событий в родную страну Жакия так и не вернулся…

Продолжение статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/1184
Теги: Жакия, сын Исатая, Казыбек би

Бывший узник Степлага, Иван Иванович Карпинский, дал эксклюзивное интервью нашему порталу, где рассказал обо всех пережитых в лагере мучениях, о несправедливости и жестокости того сурового времени.

— Иван Иванович, расскажите о том, как же вы попали в лагерь Степлаг?

— Это случилось в один из дней после 8 марта 1953 года. Тогда мне было всего 16 лет. 8 человек в военной форме, ворвавшись в мой дом, арестовали меня. Вот так я из Украины попал в казахстанский Степлаг.

— За какое ваше «преступление» вас, 16-летнего юношу, заключили в Степлаг?

— Нашли предлог — будто я занимался антисоветской пропагандой. В то время чтение литературы и изучение истории своего народа приравнивалось к тяжкому преступлению. Все делалось для того, чтобы оторвать нас от исторических корней, оставить без национальных ценностей. То время пришлось на период моего взросления, тогда я начал проявлять интерес к учебе и знаниям. В конце концов меня осудили на 25 лет как «террориста и диверсиониста».

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о Кенгирском восстании заключенных, в котором и вы сами принимали участие.

— Нас держали вместе с кровожадными преступниками. К груди каждого узника был пришит шифр-номер, и нас называли не по имени-отчеству, а этими цифрами. Каждая группа состояла из 15–20 человек. Мы выполняли черную работу — добывали медь. Росло число заболеваний туберкулезом и силикозом. С каждым днем наши страдания только увеличивались. Настолько нас замучили, что не давали ни спать, ни есть. Заставляли непрерывно работать по 12–14 часов. Мы трудились ради куска хлеба и стакана воды. Истощились от голода, были похожи на тени, еле передвигались. Заболевших не только не лечили, но и избивали за то, что они были непригодны к работе. И вот терпение у всех достигло предела.

16 мая 1954 года вспыхнуло восстание заключенных. На протяжении 40 дней всю систему ГУЛАГ сотрясала волна недовольства. Восстание возглавили бывшие военные и представители интеллигенции. Однако, это восстание было подавлено с особой жестокостью. Заключенные были заживо раздавлены танками.

Это был пик жестокости в Степлаге. И хотя нами, узниками лагеря, восстание и было проиграно, но все равно мы заметили, что руководство тюрьмы смягчилось по отношению к заключенным. В стенах Степлага я провел 4 года и 3 месяца.

Полный текст статьи читайте по ссылке: http://e-history.kz/ru/publications/view/1180
Теги: степлаг, Иван Иванович Карпинский

В истории казахов есть дни, которыми мы гордимся. Но, в то же время есть и такие, воспоминания о которых навевают грусть. Один из таких дней — 31 мая, День памяти Жертв политических репрессий.

Каждая фотография — это судьба определенного человека. Запечатленные на снимках «сыны Алаша» имеют добродушный вид, на лице каждого из них словно написано: «Невиновен». И даже бесчисленные допросы во время следствия не смогли сломить их волю. В статье приведены и некоторые последние слова алашевцев сказанные перед смертью. Эти цитаты — послание в будущее, наказ потомкам.

***

Большевики опасались авторитета Алихана Букейханова среди народа, поэтому-то они и выслали его из Казахской ССР в Москву.

В 1920–1930-е годы трижды арестовывался органами НКВД. А 27 сентября 1937 года был осужден за принадлежность к «террористической организации» и в тот же день расстрелян.

Постановлением Верховного суда СССР от 14 мая 1989 года Букейханов был полностью оправдан за отсутствие в его действиях состава преступления. По сведениям С.Жусипа, исследователя жизни Алихана Букейханова, последней сказанной общественным деятелем фразой были слова: «Мен Советтік билікті жақсы көрген емеспін, бірақ, мойындадым!» — «Я не слишком любил Советскую власть, но, признавал ее!»

***

Ахмет Байтурсынов, попав в 1929 году в поле зрение НКВД, был осужден на 10-летний срок в концлагере. Однако, мера пресечения была изменена и его приговорили к ссылке и отправили в северный край — Архангельскую область.

В 1934 году Ахмет Байтурсынов вернулся из ссылки. А спустя 3 года, 8 октября 1937 года его вновь арестовали, признав «врагом народа». Спустя два месяца, 8 декабря того же года его расстреляли.

Последние слова Ахмета Байтурсынова: «Әдебиетті ешкім мақтаныш үшін жазбайды, ол мінезден туады, ұлтының қажетін өтейді сөйтіп…» — «Никто не пишет литературу из гордости, творчество зависит от характера и подчинено потребностям нации…». Нетрудно заметить, что его цитата созвучна со словами Алихана Букейханова: «Ұлтқа қызмет ету білімнен емес, мінезден» — «Служба нации зависит не от образования, а от характера».

Полный текст статьи читайте по ссылке http://e-history.kz/ru/publications/view/1178

Теги: репрессия, алаш

Семья Голубевых: Вера, ее муж и сын Виталий

Это история двух украинских женщин, двух судеб, волею случая слитых в одну судьбу и история мальчика-мужчины, прошедшего войну и сам того не ведая…

«Тик-так», «тик-так», — неумолчно отбивали секунды ход времени… Время, все спешащее и спешащее куда-то. Время, стирающее воспоминания. Время может стереть даже память, о многом, только не об этом…

Она всегда была для меня не просто бабушкой, а скорее другом, человеком, на которого я всегда хотел походить. Щерицкая Елена Лукьяновна — хрупкая женщина с твердым волевым характером, с какой-то своей особенной строгостью и бесконечной добротой. Она и сегодня встретила меня ласковой и теплой улыбкой. Ее руки, дрожащие от старости, как в детстве, трепетно, но сильно, прижали меня к себе. И снова, как сотни раз подряд до этого, на руке мелькнул шрам…

Моя бабушка, Щерицкая Елена Лукьяновна

«Бабуля, расскажи мне эту историю, я же знаю, ты все помнишь, пожалуйста, мне очень хочется ее записать, чтобы и я помнил».

Вздохнув, бабушка подняла на меня глаза, сейчас в них было совсем другое выражение: колючее, болезненное, словно даже само воспоминание причиняло боль. Я решил, что и на этот раз бабушка отмахнется, скажет, что ничего не помнит и заведет разговор о другом. Но вдруг она заговорила, и я очутился уже не в комнате с бабулей, а там, на плацу, в лагере военнопленных, под градом сыплющегося с неба огненного дождя — фосфорных бомб — там, в немецком городе Дрездене…

«…Нас перевезли туда совсем недавно, до этого мы были в другом лагере… Отсортировали. Меня отправили на завод — наполнять цистерны серной кислотой. Я была маленькая, худенькая, одни глаза — огромные и голодные. Потому, наверное, старый немец, начальник смены, меня жалел: потихоньку, тайком приносил мне бутерброд с килькой. Хорошим человеком он был этот старый немец. Но были и другие… (Здесь бабушка замолчала, долго смотрела куда-то вдаль, на секунду мне показалось, что она больше ничего не скажет, но она продолжила).

«…Их перевезли к нам из другого лагеря, человек 150. Они стояли, сбившись, плотно прижимаясь друг к другу, похожие на ворон, в черных рубахах, все какие-то одинаковые. Из всей толпы мой взгляд, не отрываясь, был прикован к одной фигуре. Это была женщина с ребенком на руках. Она прижимала к груди сверток, глядя на немцев огромными от ужаса глазами. Поляк-полицай начал вырывать ребенка, раздался дикий крик, женщину куда-то поволокли, а младенца немец раздел, положил на железный большой ящик и приказал полицаю пристрелить ребенка, достал пистолет и…

И в это самое время, в эту секунду с неба упала первая бомба. Никогда в жизни, я, да и все вокруг, не были так рады бомбежке. Это была американская авиация. Немцы попрятались по баракам, в подвалы, а нас выгнали на открытый плац, тем самым, надеясь на то, что американцы нас бомбить не будут, а если и погибнем, то все одно — смерть! И убежать нельзя — из подвалов, из-за железобетонных арматур смотрят на нас глазки автоматов. Так что надежды-то и не было вовсе. Я прижалась к железобетонной стене и молилась, молилась… Как вдруг услышала писк, оказалось младенец был жив! Вот он совсем рядом — рукой подать! Я не знаю, как, но я схватила его, завернула в рубаху и прижала к себе. И стало совсем не страшно! Теперь не страшно…

Женщина, что стояла рядом со мной шепнула мне, чтобы я его спрятала в бараке. Ползком, во всей этой неразберихе я добралась до барака и спрятала малыша в соломенный матрац. То ли привыкнув ко всему, то ли чувствуя опасность, но этот шестимесячный мужичок не издал ни звука, он согрелся и заснул.

Когда закончилась бомбежка, нас, оставшихся в живых, построили на плацу и требовали сказать, где ребенок. Где он находится, знали все, но ни одна из женщин не сказала, теперь он был сыном каждой из нас.

Начались дни страха, не за себя, за малыша. Каждый день была проверка, как же тогда бешено билось сердце. Мы жевали ему хлеб и, заворачивая в тряпочку, давали ему эту соску, только бы он спал. Каждое мгновенье, вдали от барака, казалось вечностью. Ох, как медленно тогда текло время. Я приносила ему свой бутерброд, а он так смотрел на нас, словно все понимал. А главное — молчал!

Его мать, принесли через три дня, мы думали ее убили, но нет — она была жива, но то в каком состоянии она была, говорило о ее скорой кончине. На ней живого места не было, так ее били полицаи! Она только тихо стонала и звала: „Виталик“ — так звали сыночка. Ночью, я сказала ей, что он жив, мы положили их рядом. Вот в тот момент, я и поняла, что значит сила материнской любви: в нее словно кто жизнь вдохнул!

Мы подружились с Верой Голубевой. И время в лагере измерялось отрезком от проверки до проверки барака. Но как бы тщательно мы не скрывали Витальку, немка, смотрящая за бараками и за нами, все-таки догадалась и нашла малыша. Но, как я уже говорила, есть хорошие люди и она не рассказала. Никому. Но еще и сама приносила молоко и хлеб. Потом вдруг ночью она пришла и унесла ребенка, положив его в сумку. Я смотрела на Веру, но она была спокойна. Потом Вера рассказала, что немка разговаривала с ней и предложила помощь — забрать ребенка к своему отцу-фермеру, а Веру позже перевести туда же на полевые работы. Иначе, в случае обнаружения, к расстрелу приговорили бы всех троих. Конечно же, Вера согласилась. Спустя какое-то время, действительно, ее перевели на работу к фермеру. Сына на ферме она не видела, более месяца она не знала, жив он или нет, обманула ее немка или нет. И вот, наконец, ей его показали: он был ухоженный, кругленький и розовощекий. Отныне Вера жила только мыслью — только бы выжить и забрать Витальку. И снова время потекло….»

Бабушка вновь остановилась, задумалась, а я сидел словно пришибленный, с трудом понимая, как вообще возможно все это пережить!

«Нас в 44-ом освободили, и мы вернулись на Украину. С Верой жизнь нас разлучила. А в 54- м году по распределению нас отправили в Казахстан на целину. И приехали мы сюда, в Красную Пресню.

После войны. Бабушка вторая слева

Но однажды, 9 Мая, уж и не припомню какого года, мы сажали всем гуртом совхозную картошку, а потом вспомнили, как шли к Победе наши мужчины-односельчане, кто принялся о фронтовых подвигах рассказывать, кто просто молчал, и тут раздался женский взволнованный голос: „Вы, вы хоть на фронте были. Там убьют, так убьют, а нет, да и — слава Богу! А вот мы где были…“, — и ушла. Что-то знакомое показалось мне в ее голосе, я подошла к ней — и мы с Верой встретились! Она рассказала мне, как их вагон отправили после освобождения на другую станцию, как хозяйство поднимали, как сюда переехали. Я только об одном боялась спросить — о Витальке. Жив ли. Как вдруг в комнату вбежала маленькая девчушка Иринка. Вера, рассмеялась и послала ее за отцом, говоря, чтобы тот немедля домой воротился. Мы говорили и говорили, казалось, нам не хватит и тысячелетия, чтобы выговориться, выплакаться…

И вот вошел он, высокий, красивый, взрослый, наш сынок Виталька! Он снова, как тогда посмотрел на меня своими синими глазами, и мне вдруг стало так спокойно. Наконец-то он вырос, живой, и прятаться больше не надо! Виталька обнял меня и шепотом, тихо так сказал: „Спасибо!“. С тех пор мы с Верой больше и не разлучались. Да вот опять время вмешалось: ее уже вышло, а мое…».

На этом бабушка Лена замолчала, когда звук ее голоса замер, я еще некоторое время не мог вымолвить ни слова. Говорить не хотелось. Наконец-то я понял, почему они плакали, почему не рассказывала она мне эту историю. Все просто. Просто потому, что дела говорят сами за себя, потому, что это их история, история двух украинских женщин, двух судеб, волею случая слитых в одну судьбу. История мальчика — мужчины, прошедшего войну и сам того не ведая. История номера на руке, о котором бабушка мне ничего не рассказала и, я уверен, не расскажет никогда. Я подумал о том, что все, что я читал, смотрел фильмы о Великой отечественной войне — все это мне, мальчику из села Красная Пресня, казалось таким далеким и где-то нереальным. А на самом деле все это рядом. Рядом со мной моя девяностолетняя бабушка, моя учительница Галина Николаевна Голубева — жена Виталия Дмитриевича, когда-то маленькая Иринка, а теперь завуч нашей школы Ирина Витальевна. И рядом со мной жили бабушка Вера и ее сын Виталий Дмитриевич, жили, но я тогда, к сожалению, не знал, что герои — рядом. Теперь знаю. Благодаря времени, которое словно остановилось, давая возможность, мне все понять. И теперь у меня будет уже своя история, которую я никогда не забуду! Я посмотрел на часы: было без четверти девять, смеркалось. Бабушка спокойно спала. Я прижался к ней, поцеловал ее и тихо сказал только: «Спасибо!». А часы, по-прежнему, выбивали ритмично секунды: «Тик-так», «тик-так»

Дмитрий Есимов,
ученик 8 класса Краснопресненской средней школы,
село Красная Пресня, Костанайская область

Теги: ВОВ, победа

Представляем вниманию наших читателей великие сражения в национальной истории казахов, которые определили судьбу страны.

Буланты-Билеутинская битва

Тяжелейшие годы джунгарского нашествия остались в памяти казахского народа как «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама» («Годы великого бедствия»). Пережив события данного периода (1723—1727 гг.), казахи вновь воспряли духом только после Буланты-Билеутинского сражения.

Буланты-Билеутинская битва золотыми буквами вписана в историю казахского народа.

Битва произошла в 1727 году на широкой равнине в междуречье Буланты и Билеуты. Общая численность воинов с обеих сторон составляла 100 тысяч человек. Казахи, благодаря глубоко продуманной и выверенной стратегии и тактике, разгромили джунгар в этом сражении.

Об этом событии писал знаток истории, публицист Мухтар Магауин: «Несомненно, никто не сможет защитить казахов, кроме их же самих. Если бы не было таких побед, как в сражении при Буланты, Аныракайской битве, то еще три века назад Казахская Орда совсем бы исчезла, что и произошло с Ногайской Ордой…» (М. Магауин. Қазақ тарихының әліппесі. — Алматы, 1995 год).

Аныракайская битва

После Буланты-Билеутинской битвы казахи приободрились, было достигнуто военно-политическое единство. А в 1728 году, откочевав сначала к озеру Балхаш, а далее к реке Чу, стали готовиться к сражению.

Территория сражения на севере доходила до Балхаша, на юге — до Отара (местность между Чу и Алматой), на западе — до Чу, на востоке — до Курты. Здесь и по сей день очень часто встречаются места захоронения казахов и калмыков.

Аныракайская битва началась с разведывательных действий обеих сторон. И казахи и джунгары изучали рельеф горной местности, чтобы знать, как выгодно использовать территорию в военных целях, как с помощью небольшой численности воинов нанести значительный урон противнику. У джунгар было больше оружия, нежели у казахов. Наряду с ружьями, джунгары использовали и пушки, имеющие разную дистанцию поражения. Однако казахи в то время уже освоили способы ведения боя против пушек.

Сражение длилось более сорока дней и закончилось крупной победой казахов.

Шаганское, Шоргинское сражения

За всю историю на территории Восточного Казахстана было два крупных сражения: Шаганское и Шоргинское.

Шаганское сражение казахских и джунгарских войск началось у озера Балхаш и переме­стилось в пределы Чингизских гор. Вначале джунгарские войска отчаянно сопротивлялись. Потом сделали вид, что начали отступление и побег. Затем раз­вернулись и удачно реализовали свою уловку, уничтожив множество казахских ополченцев. Так продолжалось в течение семи суток, пока Кабанбай батыр не предложил свою замечательную тактику.

В этом сражении джунгары были разгромлены, а их главный полководец Доржи покончил жизнь самоубийством. Именно тогда Абы­лай хан в честь победоносного завершения Шаганской битвы присвоил батыру Кабанбаю имя «Дарабоз».

В Шоргинском сражении (1750 г.) участвовали десятки тысяч казахов и калмыков. Это сражение было одной из славных страниц истории казахского народа. Значение этой победы для дальнейшей судьбы Казахстана в целом и Восточного Казахстана в частности трудно переоценить: была предотвращена новая угроза вторжения джунгар на территорию Казахстана. В результате этого сражения территория Тарбагатая, ранее находившегося во владении джунгар, отошла казахам.
Теги: Буланты-Билеутинская битва, Аныракайская битва, Шоргинское сражения, Шаганское сражение

Предлагаем вниманию наших читателей эксклюзивный фоторепортаж из лагеря Карлаг, который превратил судьбы своих пленных в трагедию.

Мы специально побывали в лагере Карлаг, который расположен в селе Долинка (45 км от г. Караганда), чтобы рассказать о насильственной политике, проводимой в тридцатых годах по отношению к репрессированным.



Бывший лагерь Карлаг, здание нынешнего музея



Пленный



Тоскующие по детям матери

Для посетителей музея сделали схему, которая наглядно показывает сколько и в каком году заключенных прибывало в Карлаг. На ней отображено число пленных с 1931 по 1959 года. На схеме видно, что пик репрессий приходится на 1950 год, когда в лагерь прибыло 65763 человека. Это обуславливалось тем, что в то время Сталин будучи уже пожилым человеком, видел во всех своих врагов…



Приговоренный к смерти



Жертвы «красного террора»

Мы стали внимательно вслушиваться в слова экскурсовода… Сотрудник музея начал свой рассказ со знаменитых цитат основателя и главы Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией — Феликса Эдмундовича Дзержинского (псевдоним Феликс Железный): «Был бы человек, статью всегда подберем». «Если вы не сидите в лагерях, то это не означает, что вы законопослушный гражданин. Это означает, что это наша недоработка».







Осужденные женщины

А при Николае Ивановиче Ежове, известном в истории как «Кровавый карлик» было расстреляно порядка полтора миллиона человек. Еще один кровожадный сотрудник Карлага Абакумов сам лично принимал участие в расстрелах и придумывал новые пытки. Когда же его самого арестовали, то все придуманные им пытки были использованы на нем же. Он даже писал жалобу Сталину, в которой спрашивал, почему же собственно все его пытки применяются на нем.



«Кровавый карлик» Карлага (Н. И. Ежов)

— Некоторые журналисты пишут, якобы в Карлаге не было насилия. Однако, в здании нынешнего сохранились руины помещения, где ранее располагались бараки усиленного режима — карцеры, — сообщил нам сотрудник музея, демонстрируя карцер.



Камера с зинданом



«Преступник» в карцере

Карцер, камера — одиночка. Заключенному разрешалось спать на ледяном полу 4 часа в сутки. В остальное время он обязан был стоять. За попытку прислониться к стене жестоко избивали. Сидя в карцере, заключенные ослабевали. Очень часто такие заключенные после того, как их переводили в обычную камеру, умирали.

Когда жизнь заключенного обрывалась, то находившиеся с ним в одной камере не говорили, что человек умер, труп прятали. Это делалось для того, чтобы получать лишние 250 грамм хлеба за умершего.

Люди, верившие в Бога, прятали предметы, свидетельствующие об их вере. Те, у кого находили Библию, Коран, крестик и другие предметы, указывающие на их веру в Бога, подлежали немедленному расстрелу. Стоит отметить, когда приговаривали к расстрелу, то приговор никогда не откладывался на завтра, не пересматривался, всегда приводился в исполнение в тот же день.



Камера пыток

К территории Карлага примыкал АЛЖИР — Акмолинский лагерь жен изменников Родине. Особенно тяжелым было положение заключенных именно этого лагеря. Женщин в тот период сажали только за то, что в свое время они не написали донос на мужа.

У пленниц, родивших на территории лагеря, отбирались новорожденные. Матери разрешалось покормить своего грудничка только три раза в сутки, более трех раз конвой к ребенку не подпускал. Однако откуда у женщины, которая и сама-то перебивалась кое-как, могло взяться молоко… Детская смертность была очень высокой. Возле лагеря располагалось так называемое «Мамочкино кладбище», где хоронили детей.

В лагерях были очень большие волнения и поэтому, чтобы хоть как-то успокоить женщин, более старших детей заставляли писать письма под диктовку: «Дорогая мама, у меня все хорошо».



Измученные пленники Карлага

Вместе с тем, к территории Карлага примыкал и Жезказганский лагерь, и лагерь для военнопленных Спасск. Заключенных использовали как бесплатную рабочую силу. Люди трудились в шахтах и на посевных полях по 12–14 часов в сутки за 250 грамм хлеба и стакан воды. Поля Карлага и примыкающих к нему лагерей орошались с помощью арыков. В то время арыки рылись преимущественно вручную. И именно после таких работ многие заключенные погибали, потому что во время рытья таких арыков получали всемозможные простудные заболевания. Кровавыми буквами вписано в историю событие, когда группа рабочих Степлага, проявила недовольство условиями содержания в лагере. Администрация тюрьмы подавило волнения при помощи танков…



Носилки для выноса трупа



Деревообрабатывающий станок Тобольцева Евгения Афанасьевича

В музее есть зал, посвященный сельскому хозяйству Карлага. В одном из залов находится деревообрабатывающий станок Тобольцева Евгения Афанасьевича. Он был раскулачен и депортирован в Казахстан в 1931 году. Евгений Афанасьевич данный станок изготовил собственноручно. С помощью него он зарабатывал себе на хлеб, изготавливая ножки для стульев, ручки для дверей, гардины.

Среди заключенных лагеря было очень много образованных людей, ученых, внесших огромный вклад в развитие сельского хозяйства Карлага. Так, например, Анна Ланина, в стенах Карлага вывела новую породу коров — казахскую белоголовую, которая давала 40 литров молока в сутки. За научное достижение сам Берий выслал ей премию, но на свободу досрочно не отпустил. Свой тюремный срок Анна Ланина отсидела полностью.

Чтобы поднять совхоз «Гигант» на территории Карлага, сюда высылались самые лучшие умы СССР — известные ученые, профессоры, академики и другие. Здесь было выведено более 5000 сортов пшеницы, которая до сих пор ценится зарубежом. Во-первых, она морозостойкая, во-вторых, мука получается высшего сорта.

А один из заключенных Карлага — Александр Чижевский изобрел лечебную лампу, которая избавляла не только от простудных заболеваний, но и помогала при туберкулезе. До сих пор лампу Чижевского можно купить в аптеках.

Александр Чижевский был многогранной личностью, писал стихи и рисовал картины. До сих пор его работы в числе ценных экспонатов музея.



Научная библиотека ученых лагеря

Многие знаменитости того времени прошли через Карлаг. Среди них был и Л. Н. Гумилев, мать известной балерины Майи Плисецкой, жена алашординца Беймбета Майлина, популярная актриса Окуневская и другие. Это имена только некоторых из них. Документы заключенных Карлага, хранящиеся теперь в музее, свидетельствуют о том, что число побывавших в стенах лагеря было намного больше. Некоторые из них скончались в тюрьме, а кое-кому удалось уцелеть, но они вынуждены были жить с мучительными воспоминаниями…

Полный фотоотчет ЗДЕСЬ
Теги: Карлаг


В редакцию нашего портала пришло письмо от потомков ветерана Великой Отечественной войны Дюйсенбая Альжанова.

Родственники Дюйсенбая (Дюйсена) Альжанова просили опубликовать письма ветерана, которые он писал своим близким с фронта.

Сведений о самом участнике ВОВ очень мало. Дюйсен Альжанов родился в 1922 году в городе Петропавловск. На фронт отправился в 1941 году. Одно время был командиром полка 397 стрелковой дивизии. Погиб Альжанов в 1945 году в Померании (Германия), там же и был похоронен.

Когда читаешь письма солдат, то начинаешь понимать, что они чувствовали, находясь вдали от родных краев и совсем не зная, что же ждет их в будущем.

Большинство писем, которые Дюйсен Альжанов во время войны написал своим близким, выражают тоску по родному городу. Строки наполнены любовью к матери. В своих письмах фронтовик справлялся о благополучии близких, желал им здоровья.

Всего Дюйсен Альжанов отправил с фронта более 100 писем. Мы не можем опубликовать их все, поэтому, представляем вашему вниманию 7 выбранных редакцией писем.



Первое письмо

Апа, Кульсум, Колай, Фаузия, большой вам привет от Есляма и Дюйсена. Если хотите справиться о нашем благополучии, то мы живые и невредимые, движемсяпо направлению к Москве. Это письмо я отправил со станции Шадрин. Передавайте всем от меня приветы. Передайте большой привет Сакену, Нурсипе, Ризапу. Также шлю привет дому Биляла, родным Сакена. Передаю привет дому Осекена, родным Хамзы. Следующее мое письмо ждите со Свердловска. Прощайте-прощайте. Дюйсен.

17/5–1942.

Второе письмо

Апа, Кульсум, Колай, Фаузия, тоскуя по вам, передаю большой привет от Есляма и Дюйсена. Как ваши дела, живы-здоровы? Если хотите справиться о моем благополучии, то я нахожусь в 120 км. от города Калинин. Вместе со мной 3 казаха (уроженцы Кызылжара), все остальные — русские. Место, где мы дислоцируемся, очень плохое — болото, деревья. Пока живы и невредимы. В этих краях много съестного. За деньги ничего не купишь, поэтому почтой возвращаю вам 500 рублей. Если мне понадобятся деньги, то хватит и жалования в 200 рублей. Написал письмо отцу. Прощайте. Дюйсен.

15|05–1942.

Третье письмо

Уважаемая апа! Тоскуя, ваш сын, Дюйсен, шлет привет. Родные — Кульсум, Колай, Фаузия, и вам большой привет. Когда я сегодня получил ваши письма, то сильно обрадовался. Если хотите справиться о моем благополучии, то я по-прежнему жив и здоров. Бытовые условия очень хорошие. Пока не пишите мне. Вся моя радость — время от времени поглядывать на фотокарточку с изображением апы. Через почту я отправил 250 и 150 рублей. Вы получили? Вы просили мою фотографию. Таковой у меня не имеется. Возможно, скоро поеду в город, там сделаю снимок. Недавно получил письмо от отца. Он жив-здоров, получил деньги, которые я отправил. Но, говорит что сумму, превышающую 100 рублей, не выдают. А я отправил 1150 рублей. Что же еще вам могу написать. Прощайте-прощайте. Ваш сын Дюйсен. Передавайте большой привет соседям.

3|1–1943.

Четвертое письмо

Дорогие мои апа, Кульсум, Колай, Фаузия, большой вам привет от Есляма и Дюйсена. Я нахожусь на фронте, жив и здоров. Но здесь не спокойно. Гибнут старшие, боевые товарищи. Раненые сильно страдают… Не знаю, что будет дальше. Очень трудно остаться в живых. Используя небольшое затишье, я написал это письмо. Не переживайте обо мне, думайте о себе. Со мной произойдет то, что предначертано мне Аллахом. Нет ни единой лазейки, чтобы вырваться из окружения немцами. Если до праздника нам удастся уничтожить этих немцев, тогда можно будет сказать, что я выживу. Воюю только на немецкой территории. Отправил вам 500 рублей. Прощайте, родные. Апа, не переживай за меня.

28/10–1944.

Пятое письмо

Дорогие мои апа, Кульсум, Колай, Фаузия, большой вам привет от Есляма и Дюйсена. Я жив и здоров. Нашу учебу ускорили, 15 августа закончим. Никакой передышки. И днем, и ночью сдаем экзамены. Примерно с пятого августа не пишите мне. Ваши письма будут напрасны. Если тронемся, то дам вам телеграмму. Вот бы по окончанию учебы меня отправили в наши края. Написал в Алмату. Нет ответа. Что бы не случилось, все это предначертано Аллахом. Моя жизнь не дороже жизни других. Об одном жалею — не смог вас увидеть. Не смог принять участие в вашем воспитании. Последний раз я видел вас совсем маленькими. Но самое главное — мне не удалось порадовать апу. Вся моя жизнь прошла в горе. Что делать, себя я поручил одному Аллаху, пусть он мне поможет. Прощайте. Передавайте от меня большой привет соседям. Ваш сын, Дюйсен, пишущий письма.

15/07.

Шестое письмо

Дорогие мои апа, Кульсум, Колай, Фаузия, большой вам привет от Есляма и Дюйсена. Если хотите справиться о моем благополучии, то я нахожусь в госпитале города Архангельск. В госпиталь я попал потому что у меня в пояснице осколок. Этот осколок не давал мне ходить, причинял боль. Через 2–3 дня мне сделают операцию. Здесь я буду находиться в течении примерно 15–20 дней. Отправляйте письма по старому адресу. Я получил отправленные вами письма. Снег здесь еще не растаял. Пропитание дорогое. Одежда дешевая. С момета приезда не видел здесь ни одного казаха… Пока прощайте. Передавайте соседям от меня привет. Ваш сын Дюйсен.

Дата написания письма неизвестна


Седьмое письмо

Дорогие мои апа, Кульсум, Колай, Фаузия, большой вам привет от Есляма и Дюйсена. Если хотите справиться о моем благополучии, то я жив-здоров и вновь направляюсь на фронт. Это письмо пишу, находясь в городе Ярославль. Если останусь живым, то так тому и быть. Что мне еще остается делать здесь, на фронте: поручил себя в руки Аллаха. Я доволен судьбой.

Дата написания письма неизвестна

Теги: ВОВ, победа

На сегодняшний день в мировом списке культурного наследия ЮНЕСКО 11 исторических объектов Казахстана.

Это мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане, каменный комплекс петроглифов Тамгалы в Алматинской области и озера и степи Сарыарки и Северо-Казахстанской области. Также в этот список в 2014 году были внесены объекты Великого Шёлкового пути в Чанъань-Тянь-Шанском коридоре: городища Каялык, Карамерген, Талгар, Актобе, Акыртас, Кулан, Костобе и Орнек.

1. Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи. Год внесения в список — 2003



Располагается в городе Туркестан в Южно-Казахстанской области Казахстана и является одним из главных мест поклонения мусульман региона. Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийский поэта Ходжа Ахмед Ясави имевшего большой авторитет среди степняков и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии.

2. Петрогливы Тамгалы. Год внесения в список — 2004



Это низкие древние горы, на скальных галереях которых расположены более 5000 рисунков-петроглифов от эпохи бронзы до средних веков. Здесь и сакские, и тюркские, но большинство — самые загадочные — сделаны в эпоху развитой бронзы (более 3000 лет). Это поистине древняя художественная галерея, на картинах которой изображены как отдельные животные и люди, так и целые сцены из жизни древних людей.

3. Сарыарка — Степи и озёра Северного Казахстана. Год внесения в список — 2008



Объект состоит из двух заповедников, расположенных в степной зоне Казахстана, — Коргалжынского и Наурзумского, общей площадью 450 344 га. Объект включает в себя две группы озёр с пресной и солёной водой, расположенных на водоразделе, отделяющем реки, текущие на север к Арктике и на юг — к Арало-Иртышскому бассейну.

4. Городище Каялык (Антоновское). Год внесения в список — 2014



В VIII–XIV веках крупнейший торгово-ремесленный и культурный центр на северо-востоке Семиречья, ставка карлукских джабгу. Территория окружена крепостной стеной высотой до 4 м. В плане — неправильный четырёхугольник. Город славился своими базарами, и в нём, кроме мусульман, жили христиане, имевшие свою церковь. Археологические исследования на городище были проведены в 1964 году. Раскопаны буддийский, манихейский храмы, объекты мусульманской культуры XII–XIV веков: соборная мечеть, комплекс мавзолеев и ханака.

5. Городище Карамерген. Год внесения в список — 2014



Крупнейший и самый северный средневековый город земледельческой цивилизации в древней дельте реки Или XII—XIII вв. Ныне представляет собой городище, объект туризма и археологических исследований на территории Алматинской области Казахстана. Несмотря на разрушения и эрозию, до сих пор хорошо сохранились остатки саманных поселений и развитая ирригационная система.

6. Городище Талгар. Год внесения в список — 2014



Поселение располагалось на правом берегу реки Талгар и представляло собой довольно крупный средневековый город — его площадь в X веке составляла 28 га. Развалины сейчас представляют собой возвышенный четырехугольный участок, окруженный со всех сторон оплывшим валом.

7. Городище Актобе. Год внесения в список — 2014



Развалины Актобе расположены на территории Шуского района Жамбылской области. Актобе состоит из трёх частей: укрепления, шахристана ирабада; окружён 2–3 рядами оборонительных валов и глубоким рвом. Город существовал и VI–XIII веках, во время расцвета Тюркского, Карлукского каганатов. Дворец, расположенный в центре шахристана на высоте 7–8 м, состоит из 20 комнат.

8. Городище Акыртас. Год внесения в список — 2014



Дворцовый комплексVIII–IX веков постройки в Жамбылской области Казахстана в 45 км от города Тараз. История изучения Акыртаса началась в 1861 году, однако до сих пор нет единого мнения по вопросу, кто его построил. Среди различных теорий назначения Акыртаса — буддийский либо несторианский монастырь, арабский дворец.

9. Городище Кулан. Год внесения в список — 2014



Датируется этот памятник истории и культуры VI — началом XIII века. Комплекс разновременных памятников расположен на территории и вблизи села Кулан Рыскуловского района. Городище сегодня известно тем, что здесь были свергнуты правящие династии западных тюрок. Это большой комплекс, на территории которого расположены уникальные памятники восьми веков.

10. Городище Костобе. Год внесения в список — 2014



Расположен восточнее села Сарыкемер, на правом берегу реки Талас и датируется VI — XII веками. Центральные развалины городища Костобе представляют собой прямоугольный возвышенный участок (420×450 м), обнесенный по периметру стенами с башнями, рвом между ними и рвом за внешней стеной. Городище располагало четырьмя воротами, от них сохранились разрывы в стенах.

11. Городище Орнек. Год внесения в список — 2014



Расположено на берегу двух рек — Алтынсу и Шыбынды, Датируется VIII–XII веками. Центральная часть городища — четырехугольная площадка, ориентированная углами по сторонам света. По периметру стен расположена 31 башня. На территории центральной части Орнека археологами раскопана средневековая мечеть. Судя по всему, это был крупный и богатый город.
Теги: ЮНЕСКО, Культурное наследие

Батырдың туы еліне тапсырылды.

Қазақ үшін аманаттың маңызы зор. Ұлтымыз ежелден ұрпағын әділдікке, адалдыққа, жауапкершілікке шақырып, құлағына «біреудің ақысын жеме», «ешкімнің ала жібін аттама», «аманатқа қиянат жасама» деп құйып отырған. Ар-ожданды биік қойып, адалдыққа ұмтылып, имандылықты бойына сіңірген ізгілердің ізін жалғастыру үшін имандылықтан, баба тәлімінен үлгі алудың ерекше мәні бар. Әсіресе, әр адам өзіне жүктелген істі «ардың ісі» деп сезініп, берілген аманатқа қиянат жасамаса, жемқорлықтың жібі үзіліп, әкімдеріміз әділдікті ұстанары, қарапайым халық зиянға ұшырамасы анық.

Көптеген адамдар «аманат» сөзін тар мағынада түсінеді, яғни олар «аманатты» адамдар сақтауға берген заттарды қорғау, сақтау деп қана түсінеді, ал шындығында қазақ ұғымында оның мағынасы кең және ауқымды. Аманаттың тағы бір мынадай түсінігі бар: әр нәрсе өзіне тиісті лайықты орнында болуға тиіс. Асыл бабалардан қалған қандай да бір құнды дүние өз орнында болса, құба құп. Сол сияқты лауазымдық мәртебе (қызмет) тек соған лайықты адамдарға ғана берілуі керек. Аманатты өз мойнына толығымен алып, бүкіл жауапкершілікті сезінетін, міндеттерін толығымен атқаратын адамдар ғана мұндай іске тәуекел етіп, бел байлайды. Мұның сырын ашып жазып жатуымыздың да ерекше мәні бар.

Атақты Қабекең ақ туын Дәулетбай батырға тапсырып жатып: «- Елге ие бол, жауыңнан сақтан, „Қабанбай өлді“ дегізбе», — деп өсиет айтқан екен. Солай ұлы бабадан қалған асыл мұра ұрпақтан ұрпаққа жалғасып бүгінгі күнімізге аман-есен жетіп отыр. Дәулетбай батырдың туын сақтаған адам — Нұрбәтен Нығметжанқызы деген апамыз. Фамилиясы Мәкіжанова. Руы Дәулетбай, оның ішіндегі Көтеш. 1911 жылы дүниеге келіп, бертінге дейін ғұмыр кешкен. Маңырақтың Сеңгір деген жерін мекен етіп отырған екен.



Дәулетбай батырдың туын сақтаған Нұрбәтен апамыз

Қазақтың басынан өткен қиын-қыстау заманда — ХХ ғасырдың алғашқы жартысындағы аласапыранда, ағалары Қытай асып бара жатып, батырдан қалған, ақ туды қарындастарына тапсырады. Күндер өтіп, уақыт жылжып, Бәтен апамыз (туыстары Нұрбәтенді осылай да атаған) Семей жақтан қоныс аударып келген үш отбасы тобықты Жұмабек беген, ақсақалдың әулетіне келін боп түседі. Жарының есімі — Жұмағұл. Заманның күйіп тұрған кезі. Бұл атамыз да қанды қырғын басталып соғысқа кетерде жанында Смағұл бар, Жұмабек бар — бәрі Дәулетбайдың туын бір жерге жасырып, тығады. Сол кеткеннен Жұмағұл атамыз соғыстан қайтпаған.

Бірақ елдің іші кең ғой. Ешкім ештеңені ұмытпаған. Тек тәуелсіздік алып, өз қолымыз өз аузымызға жеткен бейбіт заманда Дәулетбай туы қайта ізделіп, сұрала бастайды. Тарбағатайдың Ақжар ауылында Қаракерей Қабанбай батырдың 300 жылдық ұлы тойы дүбірлеп өткені белгілі. Сол тойға еліміздің түкпір-түкпірінен келген тілшілер, республикалық арналардың журналистері Бәтен апамызды тауып, сұхбаттар алған. Содан көп ұзамай барлық оқиғаның куәгері болған апамыз да дүниеден өтіпті.

Ал Жұмабектің Оразғали деген ұлынан туған Оразхан 1992 жылы әскерден келгенде Дәулетбай батырдың туы туралы әңгімені естиді. Бәтен апасынан да көптеген құнды мәліметтерді білген екен. Бұл құнды қазына жерде жатпауы тиіс, оны тауып, елге қайта табыстауды ойлап жүреді. Құдайдың құдіреті дейміз бе, сол уақытта «Ту ұстап, ел қорғаған ер Дәулетбай батыр» қоғамдық қорының басшысы, батыр бабаның тікелей ұрпағы Самат Қыдырмолдаұлы екеуі кездесіп қалып, сол таныстыу-жүздесуде Оразхан көкейдегі көптен бергі ойын, арманын жеткізеді. Онысы — батыр баба Дәулетбайдың ақ туын елге табыстап аманаттау. Көрдіңіз бе, аманаттың мәні қайда жатыр?!

Сөйтіп, «сабақты ине сәтімен» дегендей, орайлы сәті туып, қор құрылып, оның басшысынан бастап елдің азаматтары барлығы бір кісідей жұмылып, үлкен бір істі бастайды. Самат Тыштыбаев басқаратын «Ер Дәулетбай батыр» қоры Қазақ хандығына 550 жыл қарсаңында Тарбағатай ауданы, Ақжар ауылында Қаракерей Қабанбайдың немере інісі әрі үзеңгілес серігі, жоңғарға қарсы азаттық соғысының қаһарманы Дәулетбай Сатыұлына өткен 7 мамыр күні еңселі ескерткіш орнатты. Сөз жоқ, бұл бір — елдікті нығайтатын, бірлікті арттыратын үлкен еңбек, іргелі шаруа. Сол ескерткіштің ашылу салтанаты кезінде Дәулетбай бабаның ақ туы да туған жұртымен қайта қауышты.



Батырдың ақ туы. «Ұлы Дала қырандары» қозғалысының және «Ер Дәулетбай батыр» қорының белсенді мүшелері

Қалың тобықты түгілі, бүкіл қазақ сөзіне ұйыған Әнет бабаның:

Тауына қарай — қыраны,
Жеріне қарай — құланы.
Ұлысына қарай — ұраны,
Ұранына қарай — ұланы,

— дегеніндей, баба есімін ұран етіп көтерген қазақтың бүгінгі бейбіт күні мәңгілікке жалғассын деп тілейік. Ендігі жерде бұл қазақ намыстың найзасымен, жігердің жебесімен қорғалып ұрпағына аманат етіп тапсырылған мынау Ұлы Даланы, жер астындағы байлық та, жер үстіндегі әрбір өсімдік те атаның аманаты екенін ұмытпауы тиіс. Қайран біздің қасиетті қара нардай бабаларымыздың әрбір ісі, айтқан сөзі, жазған хаты, қалдырған мұрасы — біз үшін аманат.

Сондықтан осындай аса қастерлі мұраны көздің қарашығындай сақтап, келешекке табыстап отырған, осы игілікті іс шараның басы-қасында болып, бір жағадан бас, бір жеңнен қол шығарып, «ел дегенде езіле, жұрт дегенде жұмыла қызмет етіп» (Б. Момышұлы) жатқан барша азаматтарға, туған жер төсіндегі, одан түлеп ұшқан барша тарбағатайлық жерлестерімізге үлкен алғысымызды білдіреміз.

Заңғар КӘРІМХАН
Теги: Ер Дәулетбай, Қабанбай батыр

Только на первый взгляд кажется, что совсем необъяснимо явление мусульманского феминизма. Как течение общественной жизни в мусульманском мире, оно существовало весьма давно, больше сотни лет.

К лидерам феминистского движения начала 20-го века относятся многие и наши соотечественницы — Гульсум Асфендиярова, родная сестра Санжара Асфендиярова, активного деятеля Алаш-Орды и Аккагаз Досжанова. Они были первыми, получившими высшее медицинское образование и ставшими дипломированными врачами. На февральском московском съезде мусульман 1917 года было решено направить от каждого регионального объединения в высший исполнительный орган самоуправления мусульман хотя бы по одной женщине.



Оказалось, что лишь казахская делегация решилась направить в совет женщину — Аккагаз Досжанову, избрание которой позже должен был подтвердить всеказахский съезд. Уроженка Тургайской области Оренбурской губернии Аккагаз рано осиротела, попечителем ее стал старший брат Сагындык. Образованный сам Сагындык Досжанов постарался дать образование своей младшей сестренке. Сначала он определил ее в татарскую школу в Оренбурге, затем в женскую гимназию. Там она училась вместе с Гулайим Байгуриной-Балгынбаевой, Рахимой Габдилкаликызы.

Затем Аккагаз поступает в высшие женские курсы в Москве, где выбрала медицинский факультет. Февральская революция 1917 года, общественная работа, трудности с учебой, разброд и шатание все это повлияло на здоровье Аккагаз. По совету врачей вернулась в аул. В это время шла война между белогвардейцами и красными. По пути она попала к колчаковцам в плен — ее садят в тюрьму, как «большевика», «шпиона» и «активистку». Пришли на помощь друзья, и ей удалось вернуться с большим трудом домой. Завершит образование Аккагаз в Ташкенте, закончив медицинский факультет Туркестанского государственного университета. В торжествах по случаю окончания вуза принимал участие известный ученый — переводчик Сайдил Талжанов, а увеселительной частью руководил Мухтар Ауэзов. Главная газета большевиков «Правда» писала: «Ташкент. 18 декабря 1922 года. Совнарком Туркестанской республики постановил выдать премию в 100 000 р. и оборудовать за свой счет кабинет женщине-врачу — киргизке Досжановой, окончившей осенью этого года медфакультет Туркестанской республики, получившей высшее образование». Постановлением СН Комиссаров Туркестанской республики от 14 декабря 1922 года в университете была учреждена стипендия имени А. Досжановой.

Из воспоминаний Алим Гирей Ершина, супруга Аккагаз

«Познакомился с Аккагаз в Ташкенте, осенью 1921 года. До приезда Аккагаз, мы студенты и работники в Ташкенте жили дружно, работали активно. Нередко устраивали студенческие вечеринки. С приездом Аккагаз наша дружба стала еще крепче. Так как из девушек Аккагаз была самая старшая, а я самый старший из студентов, наши друзья-товарищи стали подшучивать и откровенно говоря «сватать» нас. Долгое время я избегал этих разговоров, Аккагаз тоже не подавала виду. В 1921 году я был уполномоченным детской комиссии по эвакуации и расселению голодающих Поволжья и Урала в более сытые районы Средней Азии. За 1921–22 годы я сопроводил не менее 15 эшелонов по 1500 (взрослых и детей) в каждом. Учителя-воспитатели, во главе с Аккагаз, ждали нас в Ташкенте, встречали эшелоны, чтобы произвести тщательный осмотр и отбор детей и больных. Аккагаз при встрече этих эшелонов бросалась оказывать первую медицинскую помощь больным и голодающим, женщинам и детям, быстро проверяла больны они или нет и направляла, если нужно в больницы, или интернаты-изоляторы, давая всем точные наставления и строгие указания кому и что сделать, кого и куда отправлять и что подготовить на месте до ее прихода.



Если до ее приезда вся организационная работа находилась у нас в руках, то вскоре Аккагаз перехватила инициативу довольно авторитетно и, справедливо сказать — установила более разумное руководство. За десять лет медицинской и педагогической службы (с 1921по 1930гг) через ее руки «прошли» десятки тысяч учеников, ведь только в одном Ташкенте ежегодно выпускалось из 17 школ-интернатов до 3000 учащихся. А еще были детдома и приюты. И не только в Ташкенте.

Аккагаз Досжанова была самородком — и как врач-педиатр, и как педагог. В совершенстве владела русским, казахским, татарским языками. Когда разговаривала — ясно отчеканивала каждое слово, не путала окончания и ударения. Мы же все, не только студенты, но и общественные деятели, писатели и поэты в то время слабо владели русским языком — и в сравнении с Аккагаз, пожалуй, даже хуже знали свой родной казахский язык. Вполне естественно, что все мы боялись «срезаться» на окончаниях путаясь в мужском и женском родах, попасть впросак перед Аккагаз, получить замечание. Поэты-писатели: Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов, Жусупбек Аймаутов и другие боялись проронить лишнее слово перед ней.

Аккагаз была музыкальна, имела чуткий слух и хороший голос. Особенно ей нравились казахские кюи на домбре, и, если кто-то из студентов или учителей-воспитателей играл самозабвенно, профессионально, она приглашала к себе и подолгу могла слушать их исполнение. Долгое время мы не знали, умеет ли она танцевать, но на одном из вечеров Аккагаз довелось показать, как нужно танцевать мазурку. Мазурку танцевать не всякий мог правильно — много сложных фигур и в старое время мазурку танцевали преимущественно военная аристократия и высшее офицерство.

Весной 1925 года я сделал Аккагаз предложение…и получил отказ. После этого разговора я уехал с землеустроительной партией на геодезическую практику в г. Ош, предупредив ее, что уезжаю в Киргизию навсегда, а дальше в Китай. Аккагаз, получив благословение от старшего брата Сагындыка, приехала летом 1925 года ко мне в г. Ош. Мы устроили небольшой вечер и можно сказать, поженились «тайком» и без шума. За что нас впоследствии упрекали, и даже сильно обижались. 5 сентября 1926 года у нас родился сын. В 1930- 31гг. переехали в Алма-Ату, где я работал в колхоз- центре, а Аккагаз — в одной из горбольниц.

Аккагаз во всем задавала тон и рассказывают, что в аулах, когда ребенок плакал или болел, казашки и киргизки убаюкивали их в люльках, напевая, что придет врач Аккагаз и вылечит от всех болезней, приласкает и успокоит. И дети, будто понимая, переставали плакать и крепко засыпали.

В последний год нашей совместной жизни в Чемолгане появились ужасные комары и перекусали всю нашу семью. Я поехал тогда в командировку, заболел, на ст. Арысь меня сняли с поезда с высокой температурой и положили в железнодорожную больницу с малярией. Как только немного поправился, поехал в Алма-Ату, собрал семью, и мы переехали в Чимкент. Там Аккагаз стало совсем тяжело, и 21 января 1932 года она закрыла глаза навсегда. Она прожила всего 39 лет.
Теги: Аккагаз Досжанова

В 2015 году казахстанцы отмечают несколько важнейших в истории нашего государства юбилейных дат. В их числе и 20-летие Конституции Республики Казахстан.

Как известно, действующая Конституция нашей страны была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года и вступила в силу 5 сентября 1995 года в день опубликования его результатов.

Однако конституционная история Казахстана началась задолго до появления современного государства. Сегодня вашему вниманию представляются несколько интересных фактов из истории нашего конституционного строительства.

1. Первые своды законов были разработаны во времена Казахского ханства

В истории Казахского ханства своды степных законов разрабатывались трижды. В начале XVI века, в период правления хана Касыма, был разработан «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»). Хан Есим принял ряд поправок к этому кодексу, получивших название «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»). Но наибольшего успеха в этой области достиг хан Тауке, который стал соавтором нового свода степных законов «Жеті жарғы» («Семь уложений»).

2. Будучи в составе Российской империи Казахстан не имел конституции

Строго говоря, основного закона не было и у самой Царской России. Государство функционировало на основе Свода законов Российской империи и принимаемых царским правительством актов-реформ (отмена крепостного права, судебные реформы и т. д.).

3. В 1911 году был подготовлен проект первой казахской конституции

В 1911 году крупный общественный деятель Барлыбек Сыртанов подготовил проект документа под названием «Қазақ елінің Уставы» («Устав страны казахов»). Основной идеей устава было создание самостоятельного национального суверенного государства. Стоит ли говорить, что принята эта конституция не была?

4. Проект программы партии «Алаш» содержал некоторые конституционные положения

21 ноября 1917 года газета «Казах» опубликовала программу партии «Алаш». По своей структуре этот документ соответствовал конституциям многих европейских государств того исторического периода. Новый документ отражал прогрессивные для того времени идеи: федеративный принцип устройства России, создание национальных автономий, разделение государственной власти на три ветви, всеобщий характер выборов и т. д.

5. Первая Конституция советского Казахстана не была утверждена

Проект Конституции Казахской АССР, утвержденной на местном уровне еще в 1924 году, в 1926 году был направлен во ВЦИК на утверждение. Однако он так и не был рассмотрен. Тем не менее, именно этой Конституцией руководствовались все государственные органы автономной республики.

6. За время существования СССР в Казахстане были приняты две Конституции

Первая Конституция была принята 20 марта 1937 года. Этот документ закрепил факт образования Казахской ССР в составе Советского Союза. Вторая Конституция была утверждена 20 апреля 1978 года. В последующем она стала основой для подготовки проекта первой Конституции независимого Казахстан в 1993 году.

7. Независимый Казахстан более одного года фактически не имел конституции

Конституционный Закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» был принят 16 декабря 1991 года. В то же самое время нормы Конституции 1978 года и другие законодательные акты не утратили своей юридической силы. Однако Конституционный Закон закрепил общественно-политические изменения в жизни государства, связанные с провозглашением его суверенитета, и его положения оказались выше норм основного закона КазССР. Поэтому многие правоведы называют Закон о государственной независимости Казахстана «временной конституцией».

8. При подготовке действующей Конституции Президент Н. Назарбаев изучил около 20 основных законов разных стран

Действующая Конституция Республики Казахстан была утверждена 30 августа 1995 года. При ее подготовке Президент Н. Назарбаев изучал опыт зарубежных стран в области конституционного строительства. В результате Конституция 1995 года переняла опыт США в области построения и разделения ветвей государственной власти. Что касается правового статуса личности, наш основной Закон близок к французской Конституции.

9. Казахстан и Франция — единственные страны, где функционируют Конституционные Советы

С принятием первой Конституции независимого Казахстана перед государством встала необходимость обеспечения конституционного контроля, т. е. проверки соответствия нормативных актов и международных соглашений основному Закону. Кстати, в советское время полноценный конституционный контроль отсутствовал. Изначально данная функция в Республике Казахстан была возложена на Конституционный Суд (июнь 1992 — октябрь 1995 годов). Решение о создании Конституционного Совета РК было принято 29 декабря 1995 года. Конституционный Совет существует только в нашей республике и во Франции.

10. Поправки в действующую Конституцию вносились три раза

Для внесения поправок в действующую Конституцию Республики Казахстан соответствующие законы принимались 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года и 2 февраля 2011 года.
Теги: Конституция РК

Одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана — массовые политические репрессии.

Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря — Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а также другие структуры ГУЛАГа — Главного управления лагерей. Официальная статистика свидетельствует, что за годы репрессий в казахстанские лагеря было сослано 5,5 миллиона человек, но некоторые называют другие цифры.
Теги: степлаг, Карлаг, АЛЖИР, гулаг