История Казахстана / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется.












История Казахстана



Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.

Блог ehistory Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация




«Үш бәйтерек» («Три тополя») — так казахи называют Сакена Сейфуллина, Ильяса Жансугурова и Беймбета Майлина, не разделяя их, одинаково любя и превознося всех троих.

Но, к сожалению, сведений о Сакене Сейфуллине предостаточно, а вот недостаток информации при исследовании жизни и творчества Беймбета Майлина и Ильяса Жансугурова отмечают и ученые. Ничтожно мало монографий, которые бы полностью охватили все сферы жизни и творчества Ильяса Жансугурова.

Однако нужно признать, что в последнее время ученый-исследователь Муратбек Имангазинов, вплотную занявшись Жансугуроведением, вносит свой вклад в переознакомление с творчеством данной личности.



Вот и мы накануне 31 мая — Дня памяти жертв политических репрессий хотим вспомнить об известных и неизвестных нам последних моментах жизни Ильяса Жансугурова.

Саят Жансугуров (сын поэта) в интервью, которое он дал молодому писателю Омиржану Абдихалыкулы, рассказал о том, когда и где был задержан Ильяс Жансугуров: «В то время мой отец руководил Союзом писателей Казахстана (1937 г.). По казахскому обычаю с наступлением лета ставил юрту на склонах горы и отдыхал. Там-то он и был задержан. Его городской дом обыскали, документы и книги забрали. До сих пор не известно о местонахождении некоторых произведений». Кроме того, Саят Жансугуров рассказал, что Сапаргали Бегалину удалось сберечь поэму «Құлагер» («Кулагер»), в то время как другие книги поэта при обыске были собраны и погружены на арбу. Позже Бегалин передал поэму Фатиме Габитовой.



Ильяс Жансугуров и Фатима Габитова

О последних моментах жизни Ильяса свидетельствуют два документа: справка о смерти Ильяса и справка с указанием даты расстрела. Данные документы находятся в числе экспонатов музея имени поэта в Талдыкоргане. Первый официальный документ выдан 29 мая 1957 года отделением № 2 Народного суда г. Алматы. В нем указано, что поэт «умер 19 апреля 1947 года».

Однако, во втором документе, выданном 12 апреля 1957 года Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР, было написано что «26 февраля 1938 года Ильяс Жансугуров был расстрелян».

Из-за двух таких разных справок родственники и близкие поэта находились в неопределенном состоянии, не зная что и думать.

Ученый М. Имангазинов разговаривал об этой ституации с потомками Ильяса Жансугурова. По сведениям ученого, в то время семья Ильяса проживала по улице Мира, дом 83. И вот к ним в дом приходит неизвестный человек (дело было в октябре 1955 года)и говорит: «Я недавно освободился из заключения. В Сибири я находился вместе с вашим отцом. Через некоторое время его выпустят живым и невредимым. К вам меня отправил он».

Конечно же, этого человека хорошо встретили, накормили вкусной едой и, несмотря на отсутствие материальных средств в семье, подарили ему одежду. За гостем всячески ухаживали. Однажды Хоппижамал (младшая сестра матери Ф.Габитовой) указала на висящие в доме портреты Ильяса Жансугурова, Биляла Сулеева и попросила «неизвестного», показать «с кем из них он был в заточении». Этот несчастный указал на портрет Биляла. После этого у Хоппижамал появилось чувство недоверия к гостю, она поделилась своими мыслями с Фатимой, но та отругала Хоппижамал. Однако, с того дня гость пропал…

В то время правительство Казахстана возглавлял Левон Мирзоян. Он написал Сталину секретное письмо, которое позже было опубликовано. Оно получило широкое обсуждение среди общественности. Левон Мирзоян в том письме от 2 декабря 1937 года под грифом «особо секретно» просил разрешение на расстрел 1600 человек. Расстрел данных людей должен был произвестись «в целях очистки от антиобщественных элементов»…



После письма в 1938 году были осуждены и расстрелены лучшие представители казахской интеллигенции: Жусипбек Аймауытов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Беймбет Майлин, Жалау Мынбаев и другие. В числе этой группы был и Ильяс Жансугуров, расстрелянный 26 февраля 1938 года. Этот день мы считаем официальной датой смерти поэта.

Таким образом, из рассмотренных выше двух справок точноймы считаем только вторую, выданную 12 апреля 1957 года Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР. Она подтверждает, что 26 февраля 1938 года — это дата смерти Ильяса Жансугурова…



По сведениям ученого М. Имангазинова Ильяс Жансугуров был захоронен в селе «Жаңалық" (Жаналык) Талгарского района Алматинской области…
Теги: Ильяс Жансугуров


В далеком 1990 году в Казахстан прибыла Гертруда Платайс — бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины. Тогда она впервые поведала сотрудникам музея «АЛЖИР», как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам.



Дело было в одно буранное зимнее утро. Женщины-узницы под усиленным надсмотром конвоя собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков. У каждой заключенной была своя норма и для ее выполнения приходилось работать по 17–20 часов в сутки. Измученные женщины буквально валились с ног, когда из зарослей камыша выскочили старики и дети — местные жители соседнего казахского села Жанашу. Старшие дали команду, и дети стали забрасывать камнями женщин. Конвоиры начали громко и жестоко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, даже дети не любят.

«Было очень больно и обидно и, в первую очередь, морально» — вспоминает Гертруда Платайс.

Такие «избиения» повторялись в течение нескольких дней. По лицам оскорбленных узниц текли слезы. Они тихо взывали к судьбе и роптали на несправедливость задурманенных и озлобленных сталинской пропагандой казахов…

Но однажды обессилев от летевших в нее камней, Гертруда споткнулась и упала лицом на эти самые камни. Секунду спустя до нее донесся запах творога. Камни, от которых она так старалась укрыться, пахли сыром и молоком. Она подняла один из них с земли и положила в рот — он оказался очень вкусным. Она собрала камешки и отнесла в барак, где находились заключенные, среди которых были и женщины-казашки. Они рассказали, что это курт, соленые и высушенные на солнце плотные комочки творога. Оказалось, чтобы хоть как-то помочь пленным женщинами, местные казахи нашли единственный способ, который не привлекал внимания надзирателей, ибо был сокрыт под маской жестокого пренебрежения к пленным. Казахи пережили голодные 1930-е годы, но даже страх потерять своих детей не останавливал их. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса, лепешки, курт и толокно.

Благодарность на всю жизнь сохранилась в сердцах выживших. «Все лагеря плохие, — рассказывают женщины — но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения».

Стихотворение «Курт — драгоценный камень» было написано по воспоминаниям Гертруды Платайс преподавателем истории Раисой Голубевой.

О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.

Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.

Они поняли, что мы не враги,
А просто несчастные женщины.
И чем смогли — помогли,
Поразив нас своей человечностью.

Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.

А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.

Я просила старикам здоровья,
Женщинам-матерям — счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.

Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей.
Теги: Гертруда Платайс, курт, АЛЖИР

13 мая 1930 года было принято постановление СНК СССР «Об организации Казахского исправительно-трудового лагеря (КазИТЛАГ).

Именно этот день можно назвать началом создания одного из самых ужасных исправительно-трудовых лагерей — Карлаг.

Через год, 19 декабря 1931 года было принято другое решение: «Первое отделение „КазИТЛАГа“ — совхоз „Гигант“ сего числа реорганизовать в Карагандинский отдельный исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, именуемый сокращенно „Карлаг ОГПУ“, с непосредственным подчинением „ГУЛАГу“ и местонахождением Управления лагеря в селе Долинское».



Центр лагеря был расположен в с. «Долинка», в 45 км от г. Караганды. «Карлагу» было отведено 120.000 га пахотно-пригодных земель…

К 1940 году освоенная площадь территории лагеря составляла 1 780 650 га, протяженность его территории с севера на юг составляла около 300 км, с востока на запад — около 200 км.

Из тех, кто остался, выбрали покрепче и поздоровее, для строительства дороги Караганда — Балхаш. Условия, при которых работали люди, были нечеловеческие. Тем, кто не справлялся с нормой, урезали паек. Изнеможенные люди падали замертво. Тела мертвых клали прямо в железнодорожную насыпь и засыпали грунтом.



Карлаг располагал реальной властью, оружием, транспортными средствами, содержал почту, телеграф. Он состоял из 26-ти «точек», расположенных в радиусе от 2 до 400 км.

В Карлаге работала выездная коллегия Карагандинского областного суда. Приговоры исполнялись на местах. Приговоренных ставили на колени, перед вырытой другими заключенными ямой, и стреляли в затылок. Расстрелянные брались на списочный учет с грифом «Умер», личные дела уничтожали.

Хозяйство Карлага процветало. В Карлаге содержались известные всему миру ученые, военноначальники, деятели культуры, политики, люди духовного звания, монашествующие.

Считается, что за годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. Но поскольку архивы Карлага все еще засекречены, невозможно назвать даже приблизительное число его жертв.



К своему закрытию лагерь уже практически не содержал заключенных по политическим статьям.

27 июля 1959 Карагандинский исправительно-трудовой лагерь закрыт (реорганизован в Управление мест заключения УМВД Карагандинской области).

Казахи, немцы, русские, румыны, венгры, поляки, белорусы, евреи, чеченцы, ингуши, французы, грузины, итальянцы, киргизы, украинцы, японцы, финны, литовцы, латыши, эстонцы — адские жернова НКВД перемалывали всех, не разбирая национальностей.

Все победы и свершения, все исторические стройки, шахты, дороги, заводы, о которых с гордостью рапортовали со всех трибун в советское время, были построены их кровью и потом. Их жизнями. Переломанными судьбами. Трагедиями целых народов и каждого отдельного человека. Мы не имеем права забывать об этом…
Теги: Карлаг

Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времен (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков.

Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тесаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.



Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всем мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.ахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всем мире гигантские многоцветные росписи.

В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI–IV тысячелетиями до н. э. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.



В конце XX в. отечественная петроглифистика набирает новые обороты в изучении наскальных изображении и выходит на качественно новый уровень. Это связано с тем, что на территории современного независимого молодого Казахстана с древних времен люди стремились оставить хоть какое-то сообщение от себя для потомков. Большинство памятников наскального искусства (петроглифов), которые относятся к бронзовому и железному веку уже обнаружены и опубликованы.

Благодаря отсутствию техногенного воздействия на большей части территории Казахстана сохранилось множество памятников, которые изучаются специалистами. Петроглифы Казахстана — великолепные памятники первобытного и средневекового искусства. Специфика казахстанского рельефа, особенности пород камня, слагающего горные массивы, обусловили широкое распространение петроглифов.

На территории Казахстана существует знаменитый на весь мир археологический комплекс Танбалы. В 2004 году он вошел в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Тамгалы — памятник, который находится в 170 км к северо-западу от Алматы, в горах Аныракай, где нашли свои гнезда прекрасные наскальные рисунки, которые поистине считаются сакральным местом для петроглифов Казахстана. Здесь можно встретить около 5000 петроглифов, которые таят в себе интересные загадки прошлого времени.

Композиция петроглифов Танбалы уникальна, и аналогов ему нет нигде в мире. Расположен комплекс недалеко от села Карабастау Жамбылского района Алматинской области. В 2003 году на этом месте создан Государственный музей под открытым небом.

Среди археологов первым начала изучать Танбалы с 1957 года Анна Григорьевна Максимова и, по ее утверждению, время нанесения ранних петроглифов — бронзовый век, об этом в 1958 году археолог написала в республиканском научном журнале «Вестник науки». Позже Танбалы исследовали Алматинские археологи З.Самашев, А.Марьяшев, А.Рогожинский и другие. Археолог Алексей Рогожинский установил время нанесения петроглифов, по итогам научных исследований он пришел к выводу, что время написания петроглифов охватывает несколько временных интервалов, начиная с бронзового века до XIII–XIV веков нашей эры.



В Танбалы в четвертой группе есть так называемая 118-я плоскость, длина которой — шесть метров, высота — четыре метра. В плоскости нанесены разные по своей композиции рисунки: шестиголовые существа с туловищем человека.

Теперь сравним эти петроглифы с описанием образов шести сыновей Огыз кагана. Первого сына Огыз кагана звали Солнце — на первом петроглифе изображен человек, над головой которого восходят лучи солнца. Следовательно, это рисунок сына Огыза — Солнца. Во втором петроглифе изображен человек, голова которого соответствует рисунку полной луны, следовательно, на данном петроглифе изображен второй сын Огыза — Луна. На третьем петроглифе на голове человека изображены маленькие звезды, следовательно, третий сын Огыза — Звезда. На четвертом петроглифе изображен человек, голова которого соответствует символу неба, соответственно, этот рисунок четвертого сына Огыза — Неба. Голова пятого человека на петроглифе круглая, что означает понятие «высокий», следовательно, на данном петроглифе изображен сын Огыза — Гора. На шестом петроглифе изображен человек, голова которого под наклоном напоминает море, следовательно, на рисунке изображен шестой сын Огыза — Море.

Ниже этих рисунков можно увидеть изображения 12 танцующих людей, а легенда гласит, что Огыз каган разделил территорию на 12 аймаков, следовательно, в Танбалы танцуют 12 джигитов, возможно, олицетворяющих эти аймаки.

Один из важных в Танбалы петроглифов в 1960 годах при транспортировке в музей города Алматы был разбит. Его высота равнялась трем метрам. Сохранилась архивная фотография этого рисунка. В легенде «Огыз-наме» есть описание Огыз кагана: «Его ноги были, как у быка, туловище, как у медведя, все тело покрыто волосами». Если сравнить это описание с потерянным петроглифом, то сходство с описанием внешности Огыз кагана будет на 100%, и поэтому можно считать, что на петроглифе изображен сам Огыз каган.

История гласит, что имя матери Огыз кагана — Ай каган. В Танбалы в петроглифах имеется изображение Ай каган, данный петроглиф нашел и реставрировал археолог А. Рогожинский. В Танбалы изображение женщины во весь рост только одно, а изображение рожениц — в двух местах, соответственно, по легенде одна женщина — эта мать Огыза Ай каган, а две роженицы — две жены Кагана.

Общеизвестно, что рунические алфавиты имеют отношение к предкам казахского народа, об этом свидетельствуют Орхонские памятники. В Танбалы есть рунические надписи, сохранилась надпись из пяти букв в четвертой группе. Если прочитать согласно 13 вариантам рунического алфавита, который утвержден учеными мира, то получится слово «нерел» или «нарет». Можно предположить, что это обращение Огыз кагана к своим потомкам и народу, потому что слова запечатлены на правой стороне от наскального изображения сыновей Огыз кагана и находятся в плоскостях, которые имеют формы страниц книги. Следовательно, это именно наказ, смысл слов следует сравнить со словами Огыз кагана. Здесь слово «нарет» означает «изобилие», а в поэме написано широкое понимание данного понятия, следовательно, на наскальном рисунке он хотел пожелать изобилия своему народу.

Тамгалы — один из интереснейших музеев-заповедников в республике. На территории Тамгалы были зафиксированы памятники от эпохи бронзы и до средневековья. Петроглифисты предполагают, что это место имело сакральное значение для древнего населения. Помимо, наскальных изображений здесь мы видим могильники и культовые места. Памятник был открыт и исследован в 1977 году археологической экспедицией Академии наук КазССР под руководством Анны Григорьевны Максимовой.

На темной поверхности скал видны как зооморфные изображения оленей, быков, лошадей, архаров и других животных, так и антропоморфные образы. Интересны и изображенные на камнях образы всадников, танцующие фигуры человечков, видимо исполняющих какой-то ритуальный танец.

Солнцеголовые антропоморфные существа занимают особое место в комплексе петроглифов Тамгалы. К сожалению, скала, на которой изображены солнцеголовые, в наши дни подвергается серьезному разрушению.

В целом, на территории Казахстана наскальное искусство весьма разнообразно и богато. Самые известные центры изобразительного наскального творчества находятся в Семиречье. История изучения и исследования этих памятников исчисляется десятками лет, однако известно о них не так уж много.

Сегодня в Семиречье открыты более 50 памятников, в которых сосредоточены петроглифы. Причем, наряду с крупными открытиями насчитывают несколько тысяч небольших петроглифов в различных ущельях. Эти петроглифы являются разновременными, большую их часть можно отнести к эпохе бронзы. Выполненные в зверином стиле рисунки размещаются в основном отдельно от других, более древних изображений.

Первые сведения о петроглифах Семиречья были собраны Чоканом Валихановым. Он исследовал и срисовывал изображения в горах Чулактау, изображения буддийских святых в урочище Тамгалы — Тас на реке Или и надписи к ним.

Дальнейшее изучение петроглифов Семиречья связано с образованием Туркестанского кружка любителей археологии /1856 г./.

Большую работу в конце ХIХ в. вел Н. Н. Пантусов. Он открыл петроглифы в горах Баян-Журек, в Чулакских горах, на р. Курты, в ущелье Теректы и др.

В 30-е годы ХХ в. изучение Семиречья продолжила экспедиция АН СССР под руководством А. Н. Берштама. Опираясь на анализ стиля и сюжетов, он разработал датировку петроглифов, которая используется и сейчас.

В 1957 г. было открыто большое скопление петроглифов в урочище Тамгалы /174 км от Алматы/.

В 60-е годы петроглифы обнаруживали не только археологи, но и краеведы, путешественники и туристы. Немало новых петроглифов открыл П. И. Мариковский. На материалах наскальных изображений он описал животный мир древнего Казахстана. В 80-е годы экспедиция КазПИ им. Абая обнаружила крупное скопление петроглифов в горах Ешкиольмес, а также продолжила изучение Тамгалы. Проводились исследования и в горах Чулак, Джунгарском Алатау, Чуилийских горах.

В конце 80-х годов начала работу казахско-французская экспедиция в рамках программы ЮНЕСКО. Задачей экспедиции является полное издание корпуса петроглифов Казахстана.

В каждом из районов Семиречья есть своеобразные центры наскального искусства — наиболее крупные памятники как по количеству петроглифов и богатству сюжетов, так и по совершенству стиля и технике нанесения рисунков на скалы. Для Западного Семиречья — это святилище Тамгалы, для Северо-Восточного — Ешкиольмес и Баян-Журек. Вокруг таких святилищ возникали более мелкие скопления наскальных изображений. Все эти места имеют бесценное значение и являются уникальными ценностями, повествующими об истории наших предков.
Оцените пост
Теги: петроглифы, Тамгалы

Вечная слава Героям! И даже тем, незаметным, готовившим и доставлявшим под пулями и разрывами питание солдатам в окопы.

В преддверии годовщины Великой Победы мы хотим поговорить о вещах пусть приземленных, бытовых, но, тем не менее, помогавших нашей армии жить и побеждать. Речь пойдет о продовольственном снабжении в годы Великой Отечественной войны.



Не секрет, что воины степных просторов Казахстана считались одними из лучших во все времена. Какова была их организация, вооружение, и чем они отличались от современной казахстанской армии?

Ни для кого не секрет, что воины степных просторов Казахстана считались одними из лучших во все времена. Какова была их организация, вооружение, и чем они отличались от современной казахстанской армии? Читайте ниже.

1. Войско древних кочевников

Война была бессменной спутницей жизни древних кочевников. Для защиты своих кочевий и расширения влияния на земледельческие оазисы им требовалась сильная и подвижная армия. Такое войско было организовано по родовому принципу, а это значит, что члены одного рода составляли одно подразделение.

Наряду с народным ополчением, которое формировалось для противостояния единому для всех родов врагу, у древних кочевников были дружины. Эти подразделения подчинялись родоплеменному вождю (представителю аристократии). Благодаря наличию собственных вооруженных сил вожди могли инициировать собственные военные походы, не имеющие отношения к интересам всего племени или союза племен.

Основная сила кочевых армий приходилась на легковооруженную конницу. Чтобы поразить своих противников наездники использовали грозное оружие — лук и стрелы, позволяющие вести сражение, оставаясь верхом на коне. В рукопашном бою воины использовали короткие мечи или копья.

Что касается защитного снаряжения, то доспехов у них не было. Всадниками, закованными в бронзовый доспехи (катафрактариями), могли похвастать только скифы, да и то в более поздний период.

Тем не менее, древние кочевники казахстанских степей представляли собой мощного противника. Во-первых, такое войско отличалось многочисленностью (в него входило все взрослое мужское население). Во-вторых, кочевое ополчение состояло из отличных наездников и лучников, которые привыкли к тяготам и лишениям походной жизни.

2. Армии первых тюркских государств

Первые тюркские государства, появившиеся на территории Казахстана, активно развивали металлургию, умели добывать и обрабатывать железо. Несомненно, этот факт повлиял и на формирование армии.

Тюркская армия опиралась на силы регулярной латной конницы, которая была и у их далеких предков — скифов. Однако броня теперь состояла не из тяжелых бронзовых пластин, а из железных. Такая броня тоньше, легче, и, самое главное, намного прочнее. Считается, что пехоты, как отдельного рода войск у тюрок не существовало.

Кроме панцирной кавалерии тюркские правители формировали отряды легковооруженных конных стрелков, которые набирались из числа представителей покоренных народов.

В качестве оружия тюркские воины использовали длинные легкие пики (подходили для кавалерийского боя), роговые луки, мечи с длинными и изогнутыми клинками, а также ножи и кинжалы.

Говоря о структуре тюркской армии, стоит отметить, что она делилась на правое и левое крылья, которые состояли из отдельных отрядов. Их численный состав был кратен десяти 10 000, 1000, 100, 10 воинов.

3. Монгольское войско

Армия была не просто основой созданной Чингисханом империи. Она была ее сущностью, поскольку вся держава строилась на военных принципах, и каждый мужчина в ней был воином.

Монгольское войско строилось по десятичному признаку. Наибольшей войсковой единицей был тумен, состоящий из 10 000 воинов. Каждый тумен включал 10 минганов (1000 человек), один минган вмещал 10 зунов (100 человек), который в свою очередь делился на 10 арбанов (по 10 воинов). Такая система использовалась еще во времена ранних тюркских государств, однако Чингисхан сделал ее всеобъемлющей и применял не только в отношении военных, но и всего монгольского общества.

Интересно, что великий монгольский полководец отказался от родового принципа организации армии. Зачастую арбаны и зуны состояли из представителей разных родов и племен, а командиром назначался проверенный ветеран из числа его верных сподвижников или нукеров. Монгольские воины не подчинялись приказам своих родовых вождей. В то же время распоряжения военного начальника (десятника, сотника, тысячника) выполнялись немедленно и беспрекословно под угрозой смертной казни.

Вооруженные силы Монгольской империи делились на три части: центр, группы правой и левой руки. Для планирования диспозиции, направления движения и организации лагерей назначались специальные офицеры (юртчи). В их полномочия входил и контроль над деятельностью разведчиков и шпионов.

Монгольское войско было поголовно конным. Стандартным вооружением монгольской легкой кавалерии были лук и стрелы. Всадники тяжелой кавалерии вооружались саблей, копьем, булавой или боевым топором. Доспехи монгольского воина состояли из шлема и кольчуги. Туловище и голова их коней также были защищены кожаными доспехами.

На вооружении армии Чингисхана состояли осадные орудия: метающие камни на дистанцию до 400 метров механизмы и баллисты, предназначенные для метания копий.

4. Казахское ополчение

Постоянной армии в Казахском ханстве не было, если не считать небольших вооруженных отрядов и дружин отдельных султанов и ханов. В случае возникновения внешней угрозы, казахи собирали ополчение (как это было во времена нашествия Джунгар). Его отряды формировались по принципу родоплеменной принадлежности. Старшины командовали небольшими отрядами воинов. Крупные же подразделения подчинялись султанам или прославленным батырам.

Каждый отряд имел свой родовой знак. Большие объединения сил казахов имели собственное знамя. Для опознавания своих воины использовали значки родовых отрядов, платки, ленты или даже нашивки определенного цвета.

Основу казахского ополчения составляла легкая конница. Каждый всадник был вооружен луком и стрелами для ведения дистанционного боя. В ближнем бою воины пользовались рубяще-колющим оружием. В XVIII веке каждый зажиточный казах имел собственное огнестрельное оружие. Для защиты от ударов противника казахские ополченцы надевали панцири, кольчуги и шлемы.

5. Вооруженные силы Республики Казахстан

Современная казахстанская армия превосходит перечисленные выше по всем параметрам. Несмотря на свою недолгую историю, наши войска представляют собой хорошо подготовленную и укомплектованную военную силу, способную обеспечить оборону страны.

Личный состав Вооруженных сил Республики Казахстан формируется за счет военнослужащих срочной и контрактной службы. Однако в скором времени государство планирует отказаться от срочной службы.

Вооруженные силы независимого Казахстана включают Силы воздушной обороны, Военно-морские силы, Сухопутные войска и Аэромобильные войска. Последние представляют собой элиту казахстанской армии. Они подчиняются непосредственно главнокомандующему (Президенту РК) и применяются для оперативного реагирования на кризисные ситуации.

Географически подразделения Вооруженных сил дислоцируются по региональному признаку. Региональные командования «Астана», «Восток», «Запад» и «Юг» обеспечивают безопасность рубежей нашей республики.

Государство заботится о том, чтобы на вооружение принимались новейшие образцы военной техники. Например, казахстанская армия располагает зенитно-ракетными комплексами С-300. Эта установка способна поражать цели на различных высотах и расстоянии до 300 км.

В апреле текущего года военная авиация получила в свое распоряжение новые сверхманевренные истребители Су-30 СМ, которые примут участие в параде войск, посвященном 70-летию Победы в ВОВ. На вооружении казахстанских ВВС состоят также крупнейшие в мире транспортные вертолеты Ми-26, способный перевозить до 20 000 кг груза в кабине.

Современные Вооруженные силы Республики Казахстан ничуть не похожи на армии государств минувших эпох. Сегодня у военнослужащих есть высокоточное новейшее военное оборудование и вооружение, но это не главное. Воины казахстанских степей были и остаются сильными и бесстрашными защитниками своей Родины.

Использованные источники:

1. Алланиязов Т. К. Военное дело кочевников Казахстана. Изд. второе, исправленное дополненное.- Алматы, 1998.- 140 с.

2. Семенюк Г. И. Оружие, военная организация и военное искусство казахов в XVIII — XIX вв. / http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Semenyk.pdf

3. Оспанұлы Е. Военная стратегия Кочевников — Тюрки / http://www.kondor-tour.kz/kaz_voennay_strat_koch_turki

4. Коггинс Дж. Оружие великих держав. От копья до атомной бомбы / http://www.litres.ru/static/trials/00...595.a6.pdf

5. Доманин А.А, Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники. М.: Центрполиграф, 2010. — 428 с.

6. Вооруженные Силы Казахстана — вчера и сегодня / http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=88249

7. Официальный сайт Министерства обороны РК / http://mod.gov.kz/


22 июня 1941 года предрассветную тишину летнего утра нарушили взрывы ревущих снарядов. Так началась война.

Этим же летом отправляется на фронт 316-ая стрелковая дивизия, сформированная из местных жителей города Алматы. А уже в октябре—ноябре этого же года солдаты поспешно сформированной дивизии проявили невиданный героизм в оборонительном бою на Волоколамском направлении под Москвой.

Один из казахстанских героев Великой Отечественной войны — это генерал-майор гвардии, командир 8-ой гвардейской стрелковой Краснознаменной дивизии (бывшей 316-ой) Иван Васильевич Панфилов, имя которого стало легендой. 316-ая гвардейская стрелковая дивизия, известная как панфиловская дивизия, оставила глубокий след в истории войны.

Иван Панфилов родился 1 января 1893 года в городе Петровск Саратовской области. С 12 лет он был вынужден работать в лавке, а в 1915 году (в 22 года) был призван в Русскую императорскую армию. В этом же году он был отправлен на фронт Первой мировой войны. В 1918 году добровольно вступил в Красную армию и был зачислен в 1-ый Саратовский пехотный полк 25-ой Чапаевской дивизии. Участвовал в Гражданской войне, сражался против белогвардийцев под командованием генералов Дутова, Колчака, Деникина и белополяков.

После гражданской войны окончил двухгодичную Киевскую объединенную пехотную школу, вскоре после этого был назначен в Среднеазиатский военный округ. Принимал участие в борьбе с басмачами. Великую Отечественную войну генерал-майор И. В. Панфилов встретил в чине военного комиссара Киргизской СССР.

О жизни и боевой службе известного полководца повествуют книги Б. Момышулы «Генерал Панфилов», «Наш генерал», Ф.Селифанова «Панфиловцы», П.Кузнецова «Герой Советского Союза И. В. Панфилов», А.Усенова «Панфиловцы».



«При самых трудных условиях боевой обстановки, — писал в Ставку Верховного Главнокомандования командующий Западным фронтом генерал армии Г. К. Жуков, — т. Панфилов всегда сохранял руководство и управление частями. В беспрерывных месячных боях на подступах к Москве части дивизии не только удержали свои позиции, но и стремительными контратаками разгромили 2-ую танковую, 29-ую моторизованную, 11 и 110-ую пехотные дивизии, уничтожив 9000 вражеских солдат и офицеров, более 80 танков, много орудий, минометов».

За образцовое выполнение боевых заданий командования, массовый героизм личного состава 316-я дивизия 17 ноября 1941 года была награждена орденом Красного Знамени, а на другой день, 18-ого ноября, преобразована в 8-ую гвардейскую стрелковую дивизию.

Герой Советского Союза был награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, медалью «20 лет РККА» («20 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»). Один из районов Алматиской области, улица города Алматы названы его именем. В городе Алматы также есть парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев, где установлен памятник генералу.

Под руководством И. В. Панфилова при обороны Москвы были прославлены имена 28-ми героев-панфиловцев и Бауыржана Момышулы — великого сына казахского народа.



e-history.kz «Шын/Өтірік» ойынын бастап кетті. Өзіңнің Ұлы Отан соғысы тарихы және Қазақстанның Жеңіске қосқан үлесі туралы біліміңді сынап көр.

http://e-history.kz/kz/tests

e-history.kz запустил игру «Правда/Ложь». Проверь свои знания о Великой Отечественной войне и о вкладе Казахстана в ее Победу.

http://e-history.kz/ru/tests
Теги: Игра «Правда или ложь», ВОВ

2 мая в ТРЦ Мега и Керуен торжественно открылась фотовыставка, посвященная 70-летию Великой Победы.

С момента водружения знамени Победы над Рейхстагом минуло уже 70 лет. История свято чтит и помнит подвиги советских солдат, их матерей, жен и сестер. Но, к сожалению, она может безжалостно забыть отдельные имена и судьбы тех, кто ценой своей жизни или здоровья внес бесценный вклад в достижение общей Победы. А таких тысячи, сотни тысяч, миллионы…

Именно на этом и был сделан акцент фотовыставки «История одной фотографии».



С 9 февраля 2015 года веб-портал «История Казахстана» (e-history.kz) начал реализацию проекта «История одной фотографии». В течение трех месяцев казахстанцы присылали в редакцию веб-портала фотографии и истории своих родных, близких, соседей или знакомых, чью жизнь навсегда изменила Великая Отечественная война. В редакцию поступило около сотни писем, которые вдохновили на организацию одноименной фотовыставки. Таким образом, уникальный выставочный фотопроект «История одной фотографии» стал своеобразным промежуточным результатом работы по сбору фотографий и историй участников ВОВ и тружеников тыла.

Открытие фотовыставки сопровождалось концертом, где выступили студенты КазНУИ. Были исполнены всем известные военные песни: «Алия», «Журавли», «День Победы», «Землянка» и др.







На фотовыставке все желающие могут познакомиться с судьбами простых казахстанцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, почувствовать холод и страх, сковывавший сердца оставшихся в тылу стариков, женщин и детей, увидеть их лица… На каждой фотографии размещен QR код, пройдя по которому можно прочитать всю историю героя.




Фотовыставка «История одной фотографии» продлится до 11 мая 2015 года.

Выражаем благодарность ТРЦ MEGA Astana, ТРЦ Керуен и КазНУИ за помощь в организации и проведении мероприятия.

Ознакомиться с историей каждой присланной фотографии можно ЗДЕСЬ.
Теги: История одной фотографии

В преддверии инаугурации президента Республики Казахстан, которая состоится 29 апреля, предлагаем вам вспомнить историю церемоний вступления в должность Президента РК.

Слово инаугурация происходит от латинского .inauguro — «посвящаю». В основе своей этот ритуал заимствован из церемоний коронаций монархов. Однако в современных монархиях коронация вытеснена менее формальной инаугурацией (за исключением Великобритании).

В Казахстане инаугурация Главы государства – это церемония официального вступления в должность Президента Республики Казахстан.

Во время этой торжественной церемонии Глава государства кладет правую руку на Конституцию Республики Казахстан и приносит присягу народу страны. Согласно законодательству, президент Казахстана вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности президента Республики Казахстан». Текст присяги произносится президентом республики на государственном языке.После этого председатель Центральной избирательной комиссии вручает Главе государства удостоверение Президента Республики Казахстан.

Должность президента в Казахской ССР появилась 24 апреля 1990 года, когда Верховный Совет Казахской ССР принял Закон "Об учреждении поста президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в конституцию Казахской ССР". В этот же день, Верховный Совет избрал президентом Нурсултана Назарбаева, который на момент избрания уже руководил страной с 22 июня 1989 года в должности Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Казахской ССР.

Первая инаугурация Нурсултана Назарбаева состоялась 10 декабря 1991 года во Дворце Республики в городе Алматы. Тогда Глава государства победил на первых выборах, получив поддержку 98,7% избирателей.



Вторая церемония инаугурации прошла в Конгресс-Холле Астаны 21 января 1999 года, после выборов 10 января 1999 года, в ходе которых Нурсултан Назарбаев набрал около 80% голосов избирателей.



Третья инаугурация состоялась во Дворце Акорда 11 января 2006 года. По итогам президентских выборов 4 декабря 2005 года Президент Казахстана набрал 91,15% голосов.



Четвертая инаугурация прошла 8 апреля 2011 года во Дворце Независимости. На президентских выборах 3 апреля 2011 года Нурсултан Назарбаев набрал 95,55% голосов избирателей.



В этом году инаугурация Нурсултана Назарбаева, победившего в внеочередных президентских выборах состоялась 29 апреля.
Теги: инаугурация, Казахстан, Назарбаев Н.А., президент рк

Каждое государство воспитывает патриотов в основном на героических эпизодах истории страны, порой, не считаясь с исторической достоверностью.

Так англичане убеждают свою молодёжь в том, что главное сражение 2-й мировой войны не Сталинград, а битва англичан под Эль-Аламейном в Северной Африке. Американцы убеждают свою молодёжь в том, что главное сражение 2-й мировой войны - битва за атолл Мидуэй.

Конечно историки как стран СНГ, да и дальнего зарубежья знают, что это не так, но современная молодёжь не читает исторические труды, которые, кстати, написаны в научном ключе, которое очень скучно для молодёжи и они естественно их не читают. Зато они с удовольствием читают Суворова-Резуна одного из ярых фальсификаторов советской военной истории и всё потому, что пишет просто, но эмоционально и даже захватывающе и именно, поэтому молодежь, начав читать, дочитывает до конца. Страшнее своих доморощенных фальсификаторов, пожалуй, нет, ведь целятся они в самое сердце молодого поколения и попадают не только в сердце, но и душу. Ведь после этого молодёжь верит, что не было массового подвига на полях сражений и гнали солдат в атаку загрядотряды, что Александр Матросов поскользнувшись, упал у амбразуры ДЗОТа, а Зоя Космодемьянская поджигала дома жителей села Петрищево и её повесили не немцы, жители села. Верят, что не было подвига 28-и панфиловцев, ведь российский журналист жёлтой прессы приводит документы. Кстати как он это сделал, как карточный шулер - подтасовал фрагменты документов. Из протокола допроса в НКВД (1947 г.) командира 1075 стр. полка 316 стр. дивизии И.В. Капрова журналист выхватил только первую фразу, но какую «…Никакого боя 28-и панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16-го ноября 1941 года не было - это сплошной вымысел…». Только этот фрагмент был взят фальсификатором и самое главное из протокола скрыто: «В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась вся 4-я рота и действительно дралась героический. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах….». Вот так! Не 28 героев, а более 100 человек! Так «блещет» в основном российская желтая пресса. Наша казахстанская всё же патриотична. Наиболее яркие журналисты нашей прессы Эрик Аубакиров и Дулат Молдабаев.

Как командиру поискового отряда «Мемориальная зона» мне вот уже 25 лет приходится вести полевой поиск на былых полях сражений и архивный поиск в ЦАМО (Центральный Архив Министерства Обороны СССР, теперь России). Мне приходится вживаться в прошедшую войну, чтобы понять, в чём сила, мощь и непобедимость советского солдата и что ему мешало успешно побеждать. Пришлось вживаться в командира взвода, командира роты, в комбата и вот теперь я комбриг и мыслю да и действую как комбриг 1941-1942 годов. Тем, кто пишет о Великой Отечественной войне недостаточно читать документы архивов, да мемуары полководцев и исторические научные труды, надо вживаться в ту войну и быть в пекле сражений.

Мне удалось раскрыть истинную роль казахстанских стр. дивизий и бригад 1-й волны призыва, да собрать лучшее от казахстанских журналистов, да военных корреспондентов Великой Отечественной войны.

Полный текст читать тут

Профессор ЕНУ им. Л.Н.Гумилёва

Кусаинов М.К.
Теги: ВОВ, военная история

Со 2 по 11 мая 2015 года в ТРЦ MEGA Astana и в ТРЦ Керуен состоится фотовыставка «История одной фотографии», посвященная 70-летию Великой Победы.

История свято чтит и помнит подвиги советских солдат, их матерей, жен и сестер. Но, к сожалению, она может безжалостно забыть отдельные имена и судьбы тех, кто ценой своей жизни или здоровья внес бесценный вклад в достижение общей Победы. А таких тысячи, сотни тысяч, миллионы…

Почти каждая современная казахстанская семья хранит старый и потрепанный временем альбом своих бабушек и дедушек. Нередко такие альбомы имеют свою историю, а пожелтевшие снимки могут рассказать нам подробности фронтовой жизни, поведать о тяготах и лишениях, испытываемых теми, кто остался в тылу. Рассказать то, о чём мы не должны забывать.

С 9 февраля 2015 года веб-портал «История Казахстана» (e-history.kz) начал реализацию проекта «История одной фотографии», приуроченного к празднованию 70-летия Великой Победы. В течение трех месяцев казахстанцы присылали в редакцию веб-портала фотографии и истории своих родных, близких, соседей или знакомых, чью жизнь навсегда изменила Великая Отечественная война. В редакцию поступило около сотни писем, которые вдохновили нас на организацию одноименной фотовыставки. Таким образом, уникальный выставочный фотопроект «История одной фотографии» станет своеобразным промежуточным результатом работы по сбору фотографий и историй участников ВОВ и тружеников тыла.

Выставочный фотопроект предлагает всем желающим познакомиться с судьбами простых казахстанцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, почувствовать холод и страх, сковывавший сердца оставшихся в тылу стариков, женщин и детей, увидеть их лица и прочитать каждую историю…

Открытие мероприятия состоится 2 мая 2015 года в 14:00. Церемония открытия выставки будет сопровождаться часовым концертом (ТРЦ MEGA Astana), на котором посетители смогут услышать самые известные и полюбившиеся всем песни военных лет.

Фотовыставка «История одной фотографии» пройдет в ТРЦ MEGA Astana и в ТРЦ Керуен со 2 по 11 мая 2015 года.

Выражаем благодарность ТРЦ MEGA Astana, ТРЦ Керуен и КазНУИ за помощь в организации и проведении мероприятия.

По вопросам аккредитации СМИ обращаться:

редакция веб-портала «История Казахстана
тел.: +7 (7172) 79 82 06 (вн. 159, 114)
e-mail: kaz.ehistory@gmail.com
Теги: История одной фотографии, фотовыставка

26 апреля поэту-писателю Сабиту Муканову исполнилось бы 115 лет.

Один из факторов, повлиявших на то, что советский народ нанес разгромное поражение фашистской Германии — идеология того времени. Столько поэтов и писателей трудились в годы войны, чтобы написать побольше стихов, очерков, рассказов, изобличающих фашистских захватчиков. Они прославляли героизм и смелость нашего народа, воевавшего на фронте и работающего в тылу.

9 мая — накануне Дня Победы, мы вспоминаем одного из таких искусных литераторов — С.Муканова, со дня рождения которого 26-ого апреля исполнилось 115 лет.

Сабит Муканов родился в Пресновском районе Северо-Казахстанской области. Одно время он обучался у муллы, где познавал арабскую письменность. С малых лет увлекался чтением сказок и эпосов, рассказов и литературных саг, и, испытывая жажду к знаниям, читал произведения Абая и стихотворения татарского поэта — Габдуллы Тукая. А когда учился на рабфаке в г. Омск, то, освоив русский язык, начал знакомиться и с русской литературой.

Знакомство с русской литературой усилило вдохновение писателя, родились такие произведения, как «Батырақ», «Октябрь өткелдері», «Сұлушаш».

Сабит Муканов, окончив рабфак, в 1926 — 1928 годах работал в газете «Еңбекші қазақ» (ныне — «Егемен Қазақстан»). После этого учился в московском Институте красной профессуры. В 1935 году окончил данное учебное заведение.

В этот период были опубликованы его поэмы «Майға сәлем!» и «Ақ аю». А в 1935 году он, основав газету «Қазақ әдебиеті», стал ее редактором. В 1937 году назначается председателем Союза писателей Казахстана. А в 1938 году выходит в свет его роман «Ботагөз», в 1941году — «Менің мектептерім», в 1937 — «Колхозды ауыл осындай».

Сабит Муканов в 1943–1951 годах был избран председателем Союза писателей во второй раз, в этот период он много работал над развитием художественной литературы. А в 1950-е годы написал роман «Сырдария», пьесу «Шоқан Уәлиханов». А после в качестве продолжения ранее опубликованного двухтомника «Өмір мектебі» вышел в свет автобиографический роман «Есею жылдары».

Сабит Муканов — известный общественный деятель. Он был депутатом Верховного совета в 1947–1963 годах. За весомый вклад в развитие литературы был дважды награжден Орденом Красного Знамени, а в 1960 году в связи со своим 60-летием — орденом Ленина.



Печатная машинка Сабита Муканова



Ручка Сабита Муканова



Рабочий стол писателя



Спальня семьи Мукановых



Библиотека С.Муканова



Макет дома, где родился и вырос Сабит Муканов
Теги: Сабит Муканов

Хрупкая и маленькая Катя — так прозвали Хиуаз Доспанову боевые подруги. Она была отважным летчиком, рвущимся в бой и в небо, даже после полученных многочисленных травм.

Хиуаз Доспанова родилась в 1922 году в Атырауской области. Девушкой она была прилежной и умной, и за год до войны закончила школу с золотой медалью. Воодушевившись подвигами летчиков-героев СССР, она с самого детства мечтала летать. В школьные годы она приходила в местный аэроклуб и вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса. Потом была Москва, где ей отказали в приеме документов в военно-воздушную академию им. Жуковского, мотивируя это тем, что принимают только мужчин. Разочарованная она поступила в медицинский институт. Когда девушка окончила первый курс, стояло лето 41-го года и началась война.



Вскоре Хиуаз узнала, что создается новый женский авиационной полк под командованием Марины Расковой. Хиуаз подала заявление и вскоре вместе с другими девушками отправилась в училище под Саратовом. В мае 1942 года единственный в истории СССР женский авиационный полк легких бомбардировщиков перешел под командование старшего лейтенанта Евдокии Бершанской. Который в шутку прозвали «дунькин» полк.



Женщины были настолько хороши и неуловимы, что немецкие солдаты дали им прозвище «Nachthexen» («Ночные ведьмы»). Тактика у летчиц была особенная — они подлетали к своей цели на определенное расстояние, а затем выключали двигатели, дабы снизить издаваемый самолетом шум. Они плавно снижались и сбрасывали на противника бомбы, прежде чем кто-либо успевал их заметить. Единственный звук, который был слышен, это подобие звука метущей метлы. Перерывы между вылетами составляли 5–8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6–8 вылетов летом, а зимой в длинные ночи — 10 — 12. Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток). Хиуаз Доспанова была штурманом-снайпером на ее счету более 300 вылетов.



Она была единственная в этом полку, кто не пристегивался в кабинке самолета. Возможно ее это и спасло однажды от неминуемой гибели. Этот страшный случай произошел весной 1943 года. Ночью экипаж Пашкова — Доспанова при заходе на посадку на аэродром столкнулся с другим экипажем: Макогон — Свистунова. К ним тут же понеслась санитарная машина. Макогон и Свистунова были мертвы. Доспанову и Пашкову же в бессознательном состоянии доставили в полевой госпиталь.

Пашкова Юля умерла на операционном столе. Хиуаз тоже не подавала никаких признаков жизни, и ее положили рядом с мертвой боевой подругой. Спустя некоторое время медсестры заметили, что Хиуаз не покрывается бледностью. Они тот час же начали принимать меры по ее спасению и добились того, что веки штурмана вздрогнули и открылись. Несколько ночей и дней врачи боролись за ее жизнь.

У Хиуаз на ногах были признаки гангрены, но ее лечащий врач отказался ей их ампутировать: «Не могу я лишить эту девочку ног, если она выживет, они ей пригодятся». И она сумела, она выжила. Буквально воскресла из мертвых. Ее привезли обратно на фронт всю закованную в гипс. Первое время Хиуаз ходила с палочкой, но все равно вылетала в бой: ее подсаживали в самолет, а потом помогали из него выбраться. Прошло некоторое время и девушку назначили начальником связи при штабе.

Сейчас, оглядываясь назад, трудно представить, что эта юная хрупкая девушка обрушивала смертельный груз на врага, уничтожала прицельным огнем фашистов. Каждый полет был экзаменом — испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Она сдала его на «отлично».



За храбрость и отвагу Хиуаз Доспанова награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией»… В 2004 году указом Президента Казахстана Хиуаз Доспанова получила высшую награду нашей республики — Золотую Звезду «Халық Қаһарманы».

Отважная летчица Великой Отечественной Войны ушла из жизни в 2008 году, но навеки осталась в наших сердцах…
Теги: Хиуаз Доспанова, ВОВ, победа

ХанТауке, усовершенствовав «Қасым ханның қасқа жолы» («Прямая дорога Касым хана») и «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), создал свой свод законов «Жеті жарғы».

1. Свод законов был порожден требованиями того времени

В ХҮІІ веке угроза для Казахского ханства исходила с разных сторон, да и единство внутри государства стало ослабевать. Тауке хан направил все свои усилия, чтобы укрепить ханство. Для этого была нужна система новых законов, которая бы укрепила власть и обеспечила единство.

Тауке хан, опираясь на «Қасым ханның қасқа жолы» («Прямая дорога Касым хана») и «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), принятые при прежних ханах, и руководствуясь древними обычаями и традициями Казахского ханства, создал систему новых законов.

Хан, собрав на вершине Культобе Толе бия, Казыбек бия, Айтеке бия, утвердил свод законов «Тәуке ханның Жеті жарғысы» («Семь уставов Тауке хана»).

2. От прежних степных законов «Жеті жарғы» отличался семью новыми пунктами

Полный вариант «Жеті жарғы» не сохранился, но его отрывки можно прочесть в записях К.Шукиралиева (1804), Я. Гавердовского (1806), А.Левшина (1832). Из этих отрывков видно, что Тауке хан дополнил прежние степные законы семью новыми пунктами и назвал свод законов «Жеті жарғы». Явно прослеживалось, что принятые изменения преследовали цель – укрепление власти посредством предоставления особых прав для торе и ходжи.

3. Обязанность приходить на выборы с оружием

Согласно своду законов «Жеті жарғы» главы казахских племен и родов собирались один раз в год. На таких собраниях методом голосования решались проблемы, связанные с внутренним и внешним положением государства. Только граждане, явившиеся на выборы с оружием, имели право голоса. Вместе с тем, те, кто носил оружие, в год платили одну двадцатую часть своего имущества в виде налога государству. Каждый род, участвовавший в собрании, имел свою тамгу (родовой знак).

4. Кун выплачивался четырьмя видами домашнего скота

Самый распространенный вид наказания – это выплата куна. В зависимости от социального положения преступника и погибшего человека размер выплачиваемого куна мог меняться. Например, за каждого убитого мужчину выплачивалось 1000 баранов, а за каждую женщину – 500 баранов. Также во внимание принимался и социальный статус погибшего человека, если он был аристократом, то сумма выплачиваемого куна возрастала в семь раз, т.е. если кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Если кто оскорбит султана или ходжу, то за это должен выплатить 9 голов скота, а за побои – 27. Цена куна, выплачиваемого за раба, приравнивалась к беркуту или гончей. Преступник, нанесший телесные повреждения, также выплачивал кун. Большой палец стоил 100 баранов, а мизинец – 20. Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное. Например, 100 верблюдов приравнивались к 300 лошадям или 1000 овцам. Из этих пунктов «Жеті жарғы» мы видим, что права каждого социального слоя были узаконены.

5. Человек, совершивший тяжкое преступление, приговаривался к смерти

В «Жеті жарғы» большое место отводилось уголовно-правовым нормам. В качестве преступлений рассматривались: убийство, причинение увечий, изнасилование женщины, нанесение побоев, оскорбление, воровство и др.. Виновные подвергались наказанию соответственно степени тяжести преступления. В этом своде законов сохранился принцип «кровью за кровь». Было два смертной казни: смерть через повешание и забивание камнями насмерть. Мятежники и предатели внутри страны также подлежали смертной казни.

6. Уголовные преступления рассматривал суд биев

Суд биев по соглашению двух сторон мог заменить смертную казнь на выплату куна. Выплата куна рассматривалась в четырех случаях:

1. если женщина убила своего мужа и родственники мужа ее не простили;

2. если женщина убила своего младенца, рожденного вне брака;

3. если факт супружеской измены был доказан;

4. если имел место факт богохульства.

А того, кто осмелился поднять руку на своего отца, позорили: сажали на черную корову, лицом к хвосту. Наказание дочери, осмелившейся повысить голос на родителей, определяла мать.



Суд биев Казахского ханства

7. «Жеті жарғы» применялся до середины ХІХ века

«Жеті жарғы» применялся до середины ХІХ века. А некоторые из его законов применялись вплоть до Октябрьской революции. Как мы и говорили выше, оригинал «Жеті жарғы» не сохранился до наших дней.

Одиннадцать фрагментов «Жеті жарғы», записанные на основе сведений «старшины яппасского рода» Кубека Шукиралиева, были опубликованы в 1820 году на страницах «Сибирского вестника».

Текст второй редакции «Жеті жарғы» приводится в исследованиях А.Левшина. Спустя более 100 лет после составления «Жеті жарғы» эти варианты были опубликованы в жанре народного устного творчества.
Теги: Жеті жарғы